Теория естественного права Б. Спинозы

Видным теоретиком естественного права был голландский фи­ лософ-материалист Бенедикт (Барух) Спиноза (1632—1677).

Спиноза родился в Амстердаме, обучался в религиозном учили­ ще, но его интерес к естественным наукам и философии стал при­ чиной острого конфликта с еврейской общиной, в результате кото­ рого Амстердамская синагога подвергла Спинозу великому отлуче­ нию. Вынужденный временно покинуть Амстердам, Спиноза, при­ нявший имя Бенедикт, поселился в провинции и приступил к раз­ работке своей философской системы. В 1670 г. был издан (без указания имени автора) "Богословско-политический трактат", по­ священный исторической критике Библии и обоснованию свободы философии. После свержения правительства Яна де Витта, покро­ вительствовавшего Спинозе, последний начал писать "Политиче­ ский трактат" (остался незавершенным).

Политико-правовое учение Спинозы связано с его философией, особенно с идеей строгой закономерности, причинной обуслов­ ленности всех явлений природы, "субстанции", которая никем не создана и является "причиной себя".

Под естественным правом Спиноза понимал необходимость, з соответствии с которой существуют и действуют природа и каждая ее часть. При этом, что важно для всего учения Спинозы, естест­ венное право отождествлялось с "мощью" — способностью любой части природы к самосохранению. "Право каждого простирается так далеко, как далеко простирается определенная ему мощь". Че­ ловек — такая же часть природы, как и всякая другая; стремление к самосохранению предопределяет все его страсти, аффекты, т. е. состояния тела и их осознание. На познании страстей (аффектов) Спиноза стремился построить свое учение о праве и государстве.

Спиноза, вслед за Гроцием и Гоббсом, считал необходимым "рас­ сматривать человеческие действия и влечения точно так же, как если бы вопрос шел о линиях, поверхностях и телах". В его основ-


200 История политических и правовых учений

 

ном произведении "Этика, доказанная в геометрическом порядке" (закончено к 1675 г.) философские, этические, правовые и полити­ ческие понятия и категории изложены в форме аксиом, лемм, тео­ рем, доказательств. "Я постоянно старался, — писал Спиноза, — не осмеивать человеческих поступков, не огорчаться ими и не клясть их, а понимать".

Человек, писал Спиноза, по природе эгоистичен и корыстолю­ бив: "Каждый защищает чужой интерес лишь постольку, посколь­ ку думает тем самым упрочить свое благосостояние". Спиноза ис­ кренне осуждал погоню за наживой, ненасытную жадность к день­ гам как безумие, сумасшествие, которому подвержена толпа, чернь. Однако его политико-правовое учение строится на представлении, что корыстолюбие наряду с другими аффектами является вечной и неизменной чертой человеческой природы.

Взгляды Спинозы на государство сложились под сильным вли­ янием Гоббса и в полемике с ним; диаметральная противополож­ ность программных положений (Гоббс — сторонник абсолютной мо­ нархии, Спиноза — демократ) при общности методологических ос­ нов их концепций предопределила ряд разногласий в решении про­ блем теории. Наиболее существенное из них — отождествление Спинозой естественного права с "мощью", попытка последователь­ но провести в концепции это своеобразное понимание естественного права.

Раз естественное состояние — это "состояние борьбы всех про­ тив всех", оно вряд ли когда-нибудь существовало вообще (иначе как люди могли уцелеть?); к тому же оно не могло существовать еще и по той причине, что люди связаны разделением труда.

Спиноза — сторонник идеи общественного договора, но эта идея понимается им весьма своеобразно. Необходимость государства и законов обусловлена естественной причиной — противоречием меж­ ду страстями и разумом людей. Человек только тогда свободен и могуществен, когда руководствуется разумом; однако большинство людей (толпа) не таково — люди одержимы пассивными аффекта­ ми, побуждающими к неразумным поступкам. Именно этим вызва­ на необходимость права и государства. "Если бы люди от природы так были созданы, что они ничего не желали бы, кроме того, на что им указывает истинный разум, — писал Спиноза, — то общество, конечно, не нуждалось бы ни в каких законах". Однако человече­ ская природа устроена иначе. Поэтому ни одно общество не может существовать без власти и силы, а следовательно, и без законов, умеряющих и сдерживающих страсти и необузданные порывы лю­ дей". Законы, обеспеченные поощрением или наказанием, необхо­ димы для того, чтобы подчинить разуму страсти, чтобы "сдержать толпу, точно лошадь уздой, насколько это возможно".

Коль скоро закон, обеспеченный принуждением, соединяет лю­ дей в общество и предназначен для того, чтобы обуздать аффекты


Гл. 9. Политические и правовые учения в Голландии и Англии... 201

 

и дурные страсти, в нем должен быть воплощен истинный разум, всегда направленный на общее благо. Как добиться этого? Создание законов не может быть доверено монархам, сановникам и вообще отдельным лицам, прихоти которых в силу слабости человеческой природы (преобладание пассивных аффектов) неизбежно возьмут верх над разумом.

Чтобы закон был разумен, он должен быть принят большим собранием людей. Аффекты строго индивидуальны, страсти у всех разные, частные интересы противоречивы — все это в достаточно многочисленном собрании взаимопогашается, и в результате общим остается только разумное начало, "ибо дурные аффекты влекут людей врозь, и единодушие может установиться лишь постольку, поскольку люди стремятся к благородному или по крайней мере к тому, что кажется таковым".

При таком подходе разумным и наиболее могущественным, проч­ ным государством Спиноза признавал республику, особенно де­ мократическую. "В демократическом государстве, — писал он, — менее должно бояться нелепостей, ибо почти невозможно, чтобы большинство собрания, если оно велико, сошлось на одной нелепо­ сти".

Теория Спинозы существенно отличается от учения Гоббса об абсолютной власти государства. "Что касается политики, то раз­ личие между мною и Гоббсом..., — замечал Спиноза в одном из писем, — состоит в том, что я всегда оставляю в силе естественное право и что, по моему мнению, верховная власть в каком-нибудь государстве имеет не больше прав по отношению к подданным, чем в меру того могущества, которым она превосходит подданного, а это всегда имеет место в естественном состоянии".

К праву государства не может относиться то, к чему государ­ ство не в состоянии побудить подданных наградами или наказани­ ями. Это касается способности суждения. Поскольку власть не име­ ет фактической способности, "мощи" заставить людей думать или говорить то, что угодно государству, она не имеет на это и права.

Граница государственной власти и в том, что она не должна совершать действий, подрывающих ее авторитет или вызывающих негодование подданных. Поскольку стремление к самосохранению должно быть присуще государству, как и любой части природы, "к праву государства менее относится то, на что негодует большин­ ство..., так как право государства определяется общей мощью наро­ да, то несомненно, что мощь и право государства уменьшаются постольку, поскольку оно само дает поводы значительному числу лиц к заговору".

Своеобразие идеи общественного договора в концепции Спино­ зы в том, что общественный договор, состоящий в перенесении сил ("мощи", права) каждого на общество, т. е. государство, рассматри-


202 История политических и правовых учений

 

вается, скорее, не как факт древней истории, а как отношение, постоянно существующее между подданными и верховной властью. Между ними имеется нечто вроде равновесия сил, нарушать кото­ рое опасно. К праву государства не относятся действия, подрываю­ щие его способность руководить подданными; всеобщее возмуще­ ние может положить конец "общественному соглашению", превра­ тить гражданское состояние в состояние враждебности.

В конечном счете все проблемы политики и права сводились Спинозой к начальному пункту: как, исходя из свойств человече­ ской природы, организовать само государство, чтобы все — и пра­ вители, и управляемые, действовали в соответствии с общим бла­ гом, хотят они этого или нет, т. е. чтобы все понуждались жить по предписанию разума?

Спиноза решительно отвергал абсолютную монархию: монарх, силы которого недостаточно для удержания подданных в подчине­ нии, окружает себя знатью, строит своим подданным козни, боится их больше, чем внешних врагов; законы выражают прихоти правя­ щей верхушки; правление решительно неразумно, враждебно общему благу.

Спиноза считал возможной ограниченную монархию, в которой государством управляет представительное учреждение, а также аристократическую республику, но обе эти формы он видел такими государствами, в которых нужны специальные меры, предупреж­ дающие тиранию и угнетение.

Единственно абсолютное государство, могущественное, опира­ ющееся на согласие подданных, правящее ими при помощи только разумных законов, обеспечивающее свободу, равенство, общее бла­ го, — это демократия, "народная форма верховной власти".

Разумность законов в демократии обусловлена тем, что они при­ нимаются многочисленным собранием, в котором взаимопогаша­ ются противоречивые страсти.

При создании демократического государства люди "договори­ лись, чтобы силу решения имело то, что получило большинство голосов". Подчинение этому первоначальному решению обеспечи­ вает общее равенство и свободу. Демократическое государство наи­ более естественно и наиболее приближается к свободе, которую природа предоставляет каждому, ибо в нем каждый переносит свое естественное право не на другого, лишив себя на будущее права голоса, но на большую часть всего общества, единицу которого он составляет. И на этом основании все пребывают равными, как прежде, в естественном состоянии.

Произведения Спинозы неоднократно запрещались голланд­ ским правительством, кальвинистскими и иудаистскими религиоз­ ными организациями, внесены католической церковью в "Список запрещенных книг".


Гл. 9. Политические и правовые учения в Голландии и Англии... 203

 

Философия Спинозь? оказала большое влияйие на развитие ма­ териализма, диалектики и атеизма. Многие политико-правовые идеи Спинозы, как отмечено, были восприняты Руссо и другими ради­ кальными мыслителями демократического направления.

 

§ 6. Обоснование "Славной революции" 1688 г. в учении Дж. Локка о праве и государстве

Провозглашенная в Англии после казни короля республика про­ существовала до реставрации монархии в 1660 г. Реакционная по­ литика Стюартов вызывала широкое недовольство. В 1688 г. Стю­ арты были свергнуты; в 1689 г. был принят "Билль о правах", за­ креплявший государственно-правовые гарантии законности и пра­ вопорядка. Переворот 1688 г., вошедший в историю под названием "Славная революция", оформил становление в Англии конституци­ онной монархии.

Политико-правовые итоги "Славной революции" получили те­ оретическое обоснование в трудах Джона Локка (1632—1704).

Джон Локк — английский философ и политический мыслитель. Он преподавал в Оксфордском университете, затем был на дипло­ матической службе. В результате королевской опалы Локк был вынужден отправиться в эмиграцию. В Англию Локк вернулся пос­ ле "Славной революции". Философские произведения Локка ("Опыт о человеческом разумении" и др.) внесли существенный вклад в теорию познания.

В произведении "Два трактата о правлении" (1690 г.; в иных переводах — "Два трактата о государственном правлении", "Два трактата о правительстве") Локк дал критику теологическо-патри- архальной теории Фильмера и изложил свою концепцию естествен­ ного права. Концепция Локка подводила итог предшествующему развитию политико-правовой идеологии в области методологии и содержания теории естественного права, а программные положе­ ния его доктрины содержали важнейшие государственно-правовые принципы гражданского общества.

Как и другие теоретики естественно-правовой школы, Локк ис­ ходил из представления о "естественном состоянии". Важная осо­ бенность учения Локка в том, что он обосновывает идею прав и свобод человека, существующих в догосударственном состоянии. Естественное состояние, по Локку, — "состояние полной свободы в отношении действий и распоряжения своим имуществом и личнос­ тью", "состояние равенства, при котором всякая власть и всякое право являются взаимными, никто не имеет больше другого".

К естественным правам относится собственность, которая трак­ товалась широко: как право на собственную личность (индивидуаль-


204 История политических и правовых учений

 

ность), на свои действия, на свой труд и его результаты. Именно труд, по Локку, отделяет "мое", "твое" от общей собственности; собственность — нечто, неразрывно связанное с личностью.

В естественном состоянии, рассуждал Локк, все равны, свобод­ ны, имеют собственность (с появлением денег она стала неравной); в основном это — состояние мира и доброжелательности. Закон природы, отмечал Локк, предписывает мир и безопасность. Однако любой закон нуждается в гарантиях. Закон природы, предписыва­ ющий мир и безопасность, был бы бесполезен, если бы никто не обладал властью охранять этот закон, обуздывая его нарушителей. То же и естественные права людей — каждый обладает властью охранять "свою собственность, т. е. свою жизнь, свободу и имуще­ ство".

Естественные законы, как и всякие другие, утверждал Локк, обеспечиваются наказанием нарушителей закона в такой степени, в какой это может воспрепятствовать его нарушению. Одной из важнейших гарантий закона и законности Локк считал неотврати­ мость наказания. В естественном состоянии неупорядоченное ис­ пользование каждым своей власти наказывать нарушителей зако­ на природы то карает чрезмерно сурово, то оставляет нарушение безнаказанным. К тому же происходили споры из-за понимания и толкования конкретного содержания естественных законов, ибо "за­ кон природы не является писаным законом и его нигде нельзя най­ ти, кроме как в умах людей".

Для создания гарантий естественных прав и законов, полагал Локк, люди отказались от права самостоятельно обеспечивать эти права и законы. В результате общественного соглашения гарантом естественных прав и свобод стало государство, имеющее право из­ давать законы, снабженные санкциями, использовать силы обще­ ства для применения этих законов, а также ведать отношениями с другими государствами.

Поскольку, по Локку, государство создано для гарантии есте­ ственных прав (свобода, равенство, собственность) и законов (мир и безопасность), оно не должно посягать на эти права, должно быть организовано так, чтобы естественные права были надежно гаран­ тированы. Главная опасность для естественных прав и законов про­ истекает из привилегий, особенно из привилегий носителей власт­ ных полномочий.

"Свобода людей в условиях существования системы правле­ ния, — подчеркивал Локк, — заключается в том, чтобы жить в соответствии с постоянным законом, общим для каждого в этом обществе и установленным законодательной властью, созданной в нем; это свобода следовать моему собственному желанию во всех случаях, когда этого не запрещает закон, и не быть зависимым от


Гл. 9. Политические и правовые учения в Голландии и Англии... 20 5

 

непостоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли дру­ гого человека".

Согласно теории Локка абсолютная монархия — один из слу­ чаев изъятия носителя власти из-под власти законов. Монархия противоречит общественному договору уже по той причине, что суть последнего — в установлении людьми равного для всех суда и закона, а над абсолютным монархом судьи вообще нет, он сам судья в собственных делах, что, конечно же, противоречит естественному праву и закону.

Абсолютная монархия — всегда тирания, так как нет никаких гарантий естественных прав. Вообще же, считал Локк, когда кто-то изъят из-под власти законов, имеет привилегии, люди начинают думать, что они находятся по отношению к такому человеку в есте­ ственном состоянии, поскольку никто кроме них самих не может защитить их прав от возможных посягательств со стороны привиле­ гированного. Отсюда — одно из основных положений теории Локка: "Ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества".

Локк считал правомерным и необходимым восстание народа против тиранической власти, посягающей на естественные права и свободу этого народа. Но главное в том, чтобы организация самой власти надежно гарантировала права и свободы от произвола и беззакония. Отсюда проистекает теоретически обоснованная Лок- ком концепция разделения властей, воспроизводящая ряд идей периода английской революции.

Локк различал законодательную, исполнительную и союзную (федеративную) власти.

Гарантия и воплощение свободы — равный для всех, общеобя­ зательный, незыблемый и постоянный закон. Законодательная власть является высшей властью в государстве, она основана на согласии и доверии подданных. Локк — сторонник принятия законов пред­ ставительным учреждением, избираемым народом и ответствен­ ным перед ним. К правам законодательной власти Локк относил также назначение судей; в этом сказалась особенность английского права, одним из источников которого является судебная практика.

Законодательная и исполнительная власти не должны находиться в одних руках, рассуждал Локк, в противном случае носители вла­ сти могут принимать выгодные только для них законы и исполнять их, делать для себя изъятия из общих законов и другими способами использовать политические привилегии в своих частных интере­ сах, к ущербу для общего блага, мира и безопасности, естественных прав подданных.

Поэтому орган, осуществляющий законодательную власть, не должен заседать постоянно — слишком велик соблазн для депута­ тов узурпировать власть целиком, создать для себя привилегии,


206 История политических и правовых учений

 

править тиранически. К тому же принять закон — недолгое дело; постоянно заседающий законодательный орган опасен для стабильно­ сти законов; определенные права депутатов, данные им на время заседания парламента, не должны превращаться в привилегии, вы­ водящие их из-под власти законов.

Не менее опасно, писал Локк, наделение законодательной влас­ тью монарха и правительства — их политические привилегии не­ избежно направляются против естественных прав подданных. За­ конодательная власть — высшая власть в том отношении, что за­ коны строго обязательны для правительства, чиновников и судей. Монарх — глава исполнительной власти — имеет так называемые прерогативы: право распускать и созывать парламент, право вето, право законодательной инициативы, даже право в интересах обще­ го блага совершенствовать избирательную систему для более рав­ ного и пропорционального представительства.

Но деятельность монарха и правительства должна быть строго подзаконна, причем монарх не должен препятствовать регулярным созывам парламента.

Политическое учение Локка оказало большое влияние на пос­ ледующее развитие политической идеологии. Особенно широкое распространение имела теория естественных неотчуждаемых прав человека, использованная Джефферсоном и другими теоретиками американской революции и вошедшая затем во французскую Дек­ ларацию прав человека и гражданина 1789 г. Большое влияние на развитие государственно-правовой идеологии и конституций ока­ зала также теория разделения властей, которую вслед за Локком развивал Монтескье и другие теоретики.

 

Заключение

Главным итогом XVII в. в идеологии Западной Европы стало формирование теории естественного права, выразившей основные принципы гражданского общества. Существенное достижение и ос­ нова теории естественного права XVII в. — идея всеобщего есте­ ственного равенства людей.

Впервые в многовековой истории человечества было выдвинуто и широко обосновано представление о всеобщем правовом равен­ стве людей независимо от их социального положения и происхож­ дения. Этим теория естественного права Нового времени существенно отличалась от идей "права природы" античных философов и полити­ ческих мыслителей.

В политико-правовой идеологии Западной Европы XVII в. была сформирована и теоретически обоснована модель гражданского об­ щества, практическое осуществление которой заняло несколько веков и в масштабах человечества далеко не завершено.


Гл. 9. Политические и правовые учения в Голландии и Англии... 207

В конце XVII в. был обоснован перечень естественных прав и свобод человека, ставший классическим для последующей эпохи. Тогда же были теоретически обозначены основные пути реализа­ ции этих прав и свобод в гражданском обществе. Разработка про­ блемы защиты человека от государственной власти вела к идее правового и демократического государства, постановка вопроса о материальных гарантиях прав и свобод, защиты человека от голода и нищеты порождала мысль о социальном государстве.


 

 

Г Л А В А 10

Политическая и правовая мысль России в XVII в.

§ 1. Введение

Семнадцатое столетие можно назвать переходным периодом в истории России. В течение его происходит дальнейшее развитие тех тенденций в социально-экономической, политической и духов­ ной жизни русского общества, которые наметились в XV—XVI вв. "Смута" начала XVII в. лишь ускорила начавшийся при Иване III и стимулированный жестокой опричниной Ивана IV процесс упад­ ка княжеско-боярской аристократии. Многие представители мос­ ковской родовитой знати выступили на стороне самозванных ца­ рей — Лжедмитриев, немалая часть знати совершила и прямое предательство России, перейдя на службу интересам польского ко­ роля. Естественно, что по окончании "Смуты" бояре-предатели от­ ветили за свою измену и навсегда исчезли с политической арены России. Кроме того, значительное число князей и бояр погибло в сопровождавших "Смуту" междоусобицах, мятежах, военных стол­ кновениях. В результате доминирующая роль в политической жиз­ ни русского общества стала переходить к служилому дворянству. Данному процессу способствовал отход царей Михаила Федорови­ ча и, особенно, Алексея Михайловича от правила назначения на места в государственном управлении с учетом знатности рода. При царе Федоре Алексеевиче в 1682 г. местничество было официально отменено.

На протяжении XVII в. в России продолжался начавшийся в предшествующий период процесс усиления царской власти и цен­ трализованной системы управления страной. При этом новая цар­ ская династия — из бояр Романовых — стремилась следовать основ­ ным идеологическим постулатам, которыми руководствовались Мос­ ковские государи династии Рюриковичей. Сформулированная Ива­ ном IV теория "православного христианского самодержавия" была воспринята новыми царями в качестве официальной политической идеологии.

Будучи продолжением предшествующего периода развития русского общества семнадцатое столетие стало вместе с тем пред­ дверием новой эпохи в истории России, начало которой ознаменовали


Гл. 10. Политическая и правовая мысль России в XVII в. 209

реформы Петра I. Предпосылки этих реформ формировались во второй половине XVII в. Более того, многое в содержании реформ, осуществленных Петром I, было предвосхищено проектами государ­ ственных преобразований, разработанных сподвижником царя Алек­ сея Михайловича выдающимся русским государственным деяте­ лем А. Л. Ордин-Нащокиным (1605/1606—1680).

Такие события XVII в., как "Смута", избрание на царский пре­ стол Михаила Романова, принятие в состав России Украины, цер­ ковный раскол, заставляли по-новому решать идеологические про­ блемы, решенные русскими мыслителями (как тогда казалось, на­ всегда) в предшествующем столетии. Это в первую очередь проблема сущности царской власти, ее предназначения. Это и проблема со­ отношения светской и церковной властей — "царства" и "священ­ ства", проблема борьбы с ересью. Это, наконец, и проблема истори­ ческой миссии Русского государства, и вопрос о причинах гибели государств в мировой истории, и противоположный ему вопрос о том, как уберечь государство от крушения.

Развитие политической и правовой мысли России в XVII в. про­ исходило в условиях небывалого прежде духовного подъема рус­ ского общества. Самым явным свидетельством его было резкое увеличение количества выпущенных в свет книг. В основе данного явления лежало вовлечение в активную общественную жизнь но­ вых и более широких слоев населения, возрастание числа образо­ ванных людей в простонародье — как среди горожан, так и среди сельских жителей. Одновременно расширилось и культурное про­ странство: появились литературные центры в Поволжье, Сибири, на Севере.

Вовлечение в литературное творчество представителей самых различных слоев населения вызвало увеличение жанрового разно­ образия литературных произведений, обогатило содержание после­ дних новыми темами. Политическая и правовая мысль выражалась в XVII в. не только в "посланиях", "поучениях", "повестях", "сказа­ ниях", летописях и законодательных актах и т. п., но и в политичес­ ких трактатах, агитационных воззваниях, автобиографических со­ чинениях. В указанном столетии большое развитие получила дело­ вая письменность. Разного рода "записки" и "челобитные" стали выступать в качестве новых и довольно распространенных форм выражения политических и правовых идей. Кроме того, появился и такой новый литературный жанр, как сатирическая повесть. В форме этого жанра находила свое воплощение критика судебных поряд­ ков, существовавших в России в XVII в. Наиболее яркими образца­ ми произведений данного жанра были народная повесть о Шемя­ киной суде и сатирический "Список с судного дела слово в слово, как был суд у леща с ершом", более известный как повесть о Ерше Ершовиче.


210 История политических и правовых учений

 

Новую жизнь в рамках семнадцатого столетия получило рус­ ское литературное наследие прошлых веков. Многие сочинения, созданные в Киевской и Московской Руси в XI—XVI вв., сохрани­ лись именно в списках указанного столетия. В их числе и знамени­ тая переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским.

Духовная культура русского общества обогатилась в течение XVII в. и значительным числом произведений иностранных авто­ ров, переведенных на русский язык. Во многом благодаря именно переводным произведениям в духовное поле русского общества вош­ ли политические и правовые идеи Платона, Аристотеля, Ксено- фонта, Демосфена, Цицерона и других древних философов.

Неотъемлемой частью духовной культуры России стали в XVII в. сочинения западнорусских православных мыслителей Ук­ раины и Белоруссии. В 40-х годах указанного столетия в Москве были напечатаны сборники полемических произведений украин­ ских и белорусских богословов "Кириллова книга" и "Книга о вере". Для развития русской политической и правовой мысли огром­ ное значение всегда имело осмысление исторического опыта Рус­ ского государства. Вместе с тем русские мыслители, начиная еще с эпохи Киевской Руси, не ограничивались этим опытом, но обраща­

ли свое внимание и на историю других стран. В XVII в. наблюдает­ ся небывалое прежде возрастание интереса русских мыслителей к устройству иностранных государств. В связи с этим появляются специальные сочинения, посвященные организации государствен­ ной власти и управления в наиболее крупных европейских и ази­ атских странах. Больше всего работ посвящается, естественно, Тур­ ции, Польше, Англии, Франции.

 








Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 1474;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.029 сек.