Учение Г. Гроция о праве и государстве
Первым крупным теоретиком школы естественного права был нидерландский ученый Гуго Гроций (1583—1645).
Нидерланды1 XVII в. представляли собой наиболее развитую страну того времени. В результате успешной борьбы против гнета испанского короля и феодалов Нидерланды добились независимос ти и создания республики. Между группами горожан и дворянства Нидерландов шла борьба за власть, нередко в форме столкновений кальвинистских сект. Приняв участие в этой борьбе, Гроций был осужден сторонниками враждебной группировки и вынужден эмиг рировать во Францию. Там он написал знаменитый трактат "О праве войны и мира. Три книги" (1625 г.).
Цель трактата — решение актуальных проблем международ ного права. Разбор теоретических проблем войны и мира потребо вал решения более общих вопросов о праве, справедливости, их источниках, формах существования, методах изучения. В резуль тате Гроцием была разработана политико-правовая доктрина, осно ванная на новой методологии, содержащая оригинальные решения ряда проблем общей теории права и государства, а также некото рые радикальные для того времени программные положения.
Исходный пункт учения Гроция — природа человека, соци альные качества людей. Гроций различает право естественное и право волеустановленное.
Источником естественного права является человеческий разум, в котором заложено стремление к спокойному общению человека с другими людьми. На этой основе Гроций определяет предписания естественного права (требования разума), к которым относит "как воздержание от чужого имущества, так и возвращение полученной чужой вещи и возмещение извлеченной из нее выгоды, обязанность соблюдения обещаний, возмещение ущерба, причиненного по на шей вине, а также воздаяние людям заслуженного наказания".
Волеустановленное право (оно делится на человеческое и бо жественное) должно соответствовать предписаниям естественного права.
1 Нидерланды — Соединенные провинции — объединяли семь провин ций и несколько областей; это государство нередко называли просто "Гол ландия" по имени наиболее многолюдной и богатой провинции.
190 История политических и правовых учений
Противопоставление Гроцием требований естественного права нормам права волеустановленного, т. е. существовавшим в большин стве стран феодальным правовым институтам, явилось орудием критики феодального права и феодального строя в целом. Сам Гро- ций еще не делал из теории естественного права радикальных вы водов; но теоретические основы для таких выводов заложены были Гроцием.
Согласно Гроцию некогда существовало "естественное состоя ние", когда не было ни государства, ни частной собственности. Раз витие человечества, утрата им первоначальной простоты, стремле ние людей к общению, их способность руководствоваться разумом побудили их заключить договор о создании государства.
Теория договорного происхождения государства резко проти востояла феодальным концепциям богоустановленности власти. "Пер воначально люди объединились в государство не по божественному повелению, — писал Гроций, — но добровольно, убедившись на опыте в бессилии отдельных рассеянных семейств против насилия, откуда ведет свое происхождение гражданская власть".
Идея договорного происхождения государства высказывалась в истории политико-правовой мысли задолго до Гроция; в практике Средних веков договоры между феодалами, между феодалами и городами были формой, источником права, в том числе и публично го права. Но только у Гроция договор о создании государства рас сматривается как исходное понятие теории государства, как основа самого государства, длящихся отношений власти и подчинения. Начи ная с Греция почти все теоретические построения XVII—XVIII вв., объясняющие сущность, причины, способы создания государства, исходили из этой посылки.
Государство Гроций определял как "совершенный союз свобод ных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы". Признаком государства является верховная власть, к атрибутам которой Гроций, подобно Бодену, относил издание законов (в обла сти как религиозной, так и светской), правосудие, назначение дол жностных лиц и руководство их деятельностью, взимание налогов, вопросы войны и мира, заключение международных договоров.
Первостепенное внимание к проблемам международного права требовало специального исследования вопроса о носителе верхов ной власти, а тем самым о формах правления. Гроций писал, что каждая существующая форма правления имеет своим источником общественный договор, поэтому носителем суверенитета являются лицо, или группа лиц, или собрание либо сочетание лиц и собраний, обладающие атрибутами верховной власти.
Носители верховной власти представляют государство не толь ко в международных связях, но и в отношениях с собственным народом. При создании государства народ мог избрать любую фор-
Гл. 9. Политические и правовые учения в Голландии и Англии... 191
му правления; но, избрав ее, народ должен повиноваться правите лям и не может без их согласия изменить форму правления, ибо договоры в соответствии с естественным правом должны испол няться. Поэтому Гроций считал правомерной любую существую щую форму правления и отрицал право подданных сопротивляться хотя бы и несправедливым предписаниям власти.
Однако в эту концепцию Гроций вносит ряд существенных кор рективов. Во-первых, народ может изменить образ правления, если такое право (явно или неявно) оставлено за ним общественным договором либо если договор расторгнут правителями государства. Во-вторых, что более существенно для доктрины, при особых обсто ятельствах право народа преобразовать государство вытекает из существа общественного договора. Поскольку при заключении об щественного договора люди вряд ли возложили на себя "суровую обязанность при всех обстоятельствах предпочесть смерть необхо димости вооруженного сопротивления насилию начальствующих лиц", подданные вправе считать общественный договор расторгну тым в случае "крайней необходимости", "большой и явной опасно сти", грозящей подданным со стороны правителей государства. К таким случаям относится тот, когда "царь, проникнутый чисто враж дебным духом, замышляет гибель всего народа". В частности, заме чал Гроций, явно имея в виду борьбу Нидерландов против гнета феодальной Испании, правомерно сопротивление монарху, если "ради благополучия одного народа он задумает гибель другого, что бы устроить там колонии".
Гроций осуждал агрессивные, захватнические войны, считал, что их зачинщики должны нести ответственность. Если же война началась, то она должна вестись ради заключения мира и подчи няться принципам естественного права. Одним из принципов меж дународного права Гроций считал незыблемость договоров между государствами.
Книга Гроция уже в 1627 г. по распоряжению папы была вне сена в Индекс запрещенных книг; тем не менее за 30 последующих лет вышло более 40 ее различных изданий. Разработанная Гроцием теория естественного права и идея общественного договора сразу же приобрели интернациональный характер; после Гроция крупней шим их теоретиком был англичанин Т. Гоббс (см. § 3), делавший, однако, из концепции общественного договора выводы в защиту абсолютизма. С этими выводами резко полемизировал нидерланд ский философ Спиноза (см. § 5).
Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 959;