Политическое учение Ж. Бодена
Со второй половины XVI в. во Франции разгорелись религи озные войны между католиками и гугенотами. Остановить рели гиозный и политический хаос могло лишь "сильное" государство. Именно такой точки зрения придерживался правовед Жан Боден (1530—1596), разрабатывая теорию государственного суверенитета. Боден закончил факультет права Тулузского университета и некоторое время преподавал в нем римское право. Затем стал зани маться адвокатской практикой в Париже. С 1575 по 1580 г. — судья. В 1576 г. являлся депутатом третьего сословия в Генеральных шта тах в Блуа. С 1587 г. — королевский прокурор в Лане (эту долж ность Боден получил по наследству от брата своей жены). Умер от чумы. Еще в молодости Боден сознательно выбрал путь практику ющего юриста. Он считал, что таким образом можно послужить людям, и в то же время лучше самому понять право: "Тот, кто думает, что познал право вне юридической практики, в действи тельности глубоко ошибается — и уподобляется тому, кто, истяза-
178 История политических и правовых учений
ясь гимнастикой и физическими упражнениями, мнит себя равным воину, познавшему пыл сражения и утомление военной битвой". Сочетая научные занятия с практической деятельностью, Боден создал ряд произведений, которые принесли ему европейскую из вестность: "Метод легкого познания истории" (1566 г., публикация в Париже на латыни) и "Шесть книг о республике" (1576 г., публика ция на французском языке, затем — на латыни; в течение трех лет работа выдержала 7 изданий).
Мировоззрение Бодена складывалось под сильным влиянием античного наследия. В духе Нового времени Боден строил свое уче ние на основе историзма и рационализма. В контексте такого миро воззрения он и создал свое учение о государстве и праве.
Боден уделяет пристальное внимание институту государства (для обозначения понятия "государство" он использует латинский термин "res publica" и его французский аналог "une Republique"). После Бога, по мнению Бодена, именно государство представляет для людей огромную ценность. Поэтому он в своих работах воздает "благодарность государству, которому, после бессмертного Бога, мы обязаны всем".
Боден осмысливает государство иначе, чем его предшественни ки (Аристотель, Полибий, Цицерон и др.) и современники (Макиа велли, Мор и др.). Аристотель и Цицерон ничего не говорят о вер ховной власти, без которой, по мнению Бодена, невозможно пред ставить себе государство. Боден оспаривает исключительное значе ние такого признака государства, как "согласие в вопросах права", на котором настаивал Цицерон. Боден полагает: "Глупо утверж дать, что империя турок, которая включала народы, проживающие вместе, но не подчиненные общей системе единого закона, не была государством, пока народы удерживались в одном государстве при помощи силы и власти".
Боден воспринимает государство как "правовое управление се мьями и тем, что у них общее суверенной властью". Государство понимается как правовое управление — это позволяет Бодену от личать государство от шайки разбойников, что отмечали еще Цице рон и Аврелий Августин. Основным элементом государства для Бодена является семья: "Государство не может существовать без семьи как город без домов или как дом без фундамента". Внутри семьи Боден вслед за Аристотелем различает три вида социальной власти: родительскую, супружескую, господскую. Ослабление вла сти главы семьи, по Бодену, приводит к деградации государства. Но важнейшим элементом государства выступает суверенная власть, под которой Боден понимает постоянную, абсолютную и неделимую власть государства: "Суверенитет — есть абсолютная и постоянная власть государства ...".
Именно Бодену принадлежит научное первенство в создании теории государственного суверенитета.
Гл. 8. Политические и правовые учения в Западной Европе в XVI в. 179
Суверенная власть государства, с точки зрения Бодена, — это всегда постоянная власть, которая отличается от временной влас ти, подобной власти диктаторов Древнего Рима.
Суверенная власть государства — это всегда абсолютная власть, — власть, не ограниченная никакими условиями, носитель же этой власти может ее передать другому лицу как собственник. Боден допускает лишь три ограничения абсолютной власти: су верен в своей деятельности связан законами Бога, законами есте ственными и законами человеческими, общими для всех народов. Законами Бога и естественными законами людям предписана част ная собственность, поэтому суверен не может произвольно облагать налогами граждан без согласия Генеральных Штатов. Ибо, считает Боден, никто не имеет права без согласия владельца брать чужую собственность. Одним из первых мыслителей Боден критически оценил утопийское государство Т. Мора: государство, основанное на отрицании частной собственности, "было бы прямо противоположно законам Бога и природы".
Суверенная власть государства — это власть единая, т. е. неде лимая. Она не может принадлежать одновременно монарху, арис тократии и народу, ее нельзя разделить на трети. Боден — против ник теории смешанной формы государства, которой в разное время придерживались Полибий, Цицерон, Мор, Макиавелли. Боден оп ределил компетенцию суверенной власти государства через комп лекс исключительных, только ей присущих прерогатив: право из давать, отменять и обнародовать законы гражданам без их согла сия — это основная прерогатива суверенной власти; право войны и мира; право назначать должностных лиц и определять для них служебные обязанности; правосудие в последней инстанции для всех должностных лиц и граждан; право помилования в тех случа ях, "когда сам закон не предоставляет возможности для помилова ния и смягчения наказания"; чеканка монет; определение мер и весов; взимание налогов и податей.
Боден обстоятельно исследует проблему форм государства. Вслед за Аристотелем Боден осмысливает проблему обусловленности форм правления государства различными факторами (климатом, почвой и др.).
Боден скептически относится к различению Аристотелем форм государства на правильные и неправильные. Боден выделяет три формы государства: демократию, аристократию и монархию, в за висимости от принадлежности власти тому или иному суверену. В демократии — все или большая часть граждан обладают суве ренной властью над всеми. В аристократии — меньшая часть граж дан обладает суверенной властью над всеми. Аристократия для Бодена не есть правление "лучших" в понимании Аристотеля. Бо ден считает, что коррупция "может появиться в любом государстве, где нобили или богатые люди сосредоточили в своих руках полити-
180 История политических и правовых учений
ческую власть, не располагая ни уважением окружающих, ни лич ной добродетелью, ни соответствующим образованием". В монар хии — суверенная власть всегда принадлежит одному лицу, будь это король или тиран. Боден критикует Аристотеля, считавшего, что тиран — это правитель, действующий вопреки желаниям наро да. Но тогда, возражает Боден, "сам Моисей, наиболее мудрый и справедливый правитель, может быть заклеймен как величайший тиран, потому что он приказывал и запрещал своему народу почти все, действуя против его воли".
Боден не только различает формы правления государства, но и оценивает эффективность каждой из них для обеспечения обще ственного порядка. Демократию он оценивает отрицательно, ибо "народ — это зверь многоголовый и лишенный рассудка, он с тру дом делает что-либо хорошее. Доверять ему решение политических дел — это все равно, что спрашивать совета у безумного". Недоста ток аристократии — неустойчивость, которая обусловлена коллеги альным способом принятия решений. Общим недостатком демокра тии и аристократии является то, что "в демократическом или ари стократическом государстве голоса подсчитываются, но не взвеши ваются на весах добродетели".
Для Бодена лучшей формой государства для преодоления поли тического и религиозного кризиса является монархия, поскольку она прямо отвечает природе суверенной власти, ее единству и Не делимости. Он приводит много доводов в пользу монархии, исполь зуя рассуждения по аналогии. Боден повсюду находит торжество единовластного начала: Бога, Солнца, отца и др. Боден — сторонник наследственной, а не выборной монархии, потому что выборная монархия предполагает междуцарствие, а государство в это время "подобно короблю без капитана, мечется по волнам мятежей, и часто тонет". Боден считает, что идеальной формой государства для Франции XVI в. является королевская монархия — государ ство, в котором подданные, пользуясь личной свободой и собствен ностью, подчиняются законам монарха, а монарх — законам божес ким и естественным. Боден писал, что монархия может превратить ся в тиранию, если монарх начинает нарушать естественные зако ны, рассматривая собственность своих граждан как свою собствен ную и относясь к гражданам, как к рабам. Боден признает право народа на убийство тирана, если тот захватил власть насилием. Но он не признает такое право, если монарх, занимая свой пост на основе действующего закона о престолонаследии, ведет себя как тиран. Боден уповает только на Божественный суд: "Считается не законным для частного лица не только попытка убить своего закон ного государя, но даже и восставать против него без особого и не двусмысленного повеления Господа".
Боден занимался поиском факторов, определяющих стабиль ность формы государства. Боден считал, что стабильность формы
Гл. 8. Политические и правовые учения в Западной Европе в XVI в. 181
государства подрывают: крайне неравномерное распределение бо гатства (поэтому необходимы законы против ростовщичества и за коны о наследовании имущества) и отсутствие свободы вероиспове дания (поэтому необходимы законы, допускающие веротерпимость). В противовес Аристотелю Боден критически оценивал институт рабства, выступая за его постепенную отмену.
Боден придерживался концепции универсального права, кото рое нельзя вывести, изучая законодательство только одного госу дарства, будь то даже римское государство. Напротив, необходимо провести сравнительный анализ законодательств древних народов (персов, евреев, греков, египтян, римлян и др.) и дополнить его знанием современных правовых систем (французской, турецкой и др.). Боден обосновывает свою точку зрения ссылкой на Платона: "Пусть бы они почитали Платона, который полагал, что другого способа утвердить закон или наладить государственное управление не существует, мудрый человек соберет вместе законы всех или наиболее известных государств и, сравнив, из них выделит лучшую форму". Однако Боден признает и специфику законов в зависимо сти от формы государства: "Законы необходимы и при монархии, и при народных формах правления, и при аристократических (зако ны являются столь же разнообразными, как и формы правления)". Боден различает законы и в зависимости от их творца. Он выде ляет: законы, установленные Богом; законы, установленные приро дой; законы, установленные суверенной властью; законы, установ ленные народами; законы, установленные общим соглашением, в котором берет начало суверенная власть (для монархии — это за кон престолонаследия, подобный Салическому Закону (Lex Salica)). Основная научная заслуга Бодена — это теория государствен ного суверенитета. Эта теория сформировалась в эпоху становле ния европейских абсолютных монархий. Теория государственного суверенитета оказалась очень продуктивной: некоторые известные мыслители стали ее приверженцами, другие — противниками.
В XVII в. понимание Боденом суверенитета как абсолютной власти государства было воспринято английским философом Т. Гоббсом.
Созданная Боденом теория государственного суверенитета до сих пор остается важным компонентом современной науки о госу дарстве и руководством для принятия политических решений.
Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 2072;