Основные направления политической и правовой идеологии в период Английской революции

и гражданской войны

Для идеологии различных политических группировок, высту­ павших в годы революции (1640—1649 гг.), характерно использова­ ние религиозных форм. Идеологическим знаменем революционных сил являлся кальвинизм в его различных разновидностях. Одним из требований революции была "чистка" англиканской церкви от остатков католицизма; поэтому противники короля назывались пури­ танами (от английского pure или от латинского purus — чистый). Наряду с религиозными доводами идеологи революции использова­ ли положения теории естественного права, ссылались на прирожден­ ные права англичан; широкое распространение получила также идея договорного происхождения государственной власти.

Ведущей партией революций были индепенденты (indepen­ dent — независимый). Политико-правовые взгляды индепендентов выражены в памфлетах великого английского поэта Джона Миль­ тона (1608—1674). Мильтон защищал свободу совести и равнопра­ вие всех религий, кроме католической. Опровергая доводы идеоло­ гов абсолютизма в защиту прав короля, Мильтон писал, что госу­ дарство создано по велению Бога общественным соглашением наро­ да, который в силу прирожденной свободы людей имеет право управ­ лять собой и создать тот образ правления, какой ему угодно. Для защиты общего блага народ назначил правителей, королей и санов­ ников, над которыми поставил законы. Если короли говорят, что их власть от Бога, то от Бога же и свобода народа, власть которого первична и основана на прирожденных правах. Король же, правя­ щий тиранически, — нарушитель договора и законов. Когда тирана судят вместо того, чтобы просто убить, — это проявление кротости и милосердия народа. Такими доводами Мильтон оправдывал рево­ люцию и казнь короля.

В целом индепенденты не были сторонниками широкой демо­ кратии; поначалу они стремились утвердить в Англии конституци­ онную монархию, затем (после 1649 г.) — республику с цензовым избирательным правом. В выступлениях "грандов" (так называли высших офицеров, сторонников Кромвеля), практических полити­ ков и руководителей этой группировки, содержится характерная аргументация против демократических программ. Наиболее ясно и конкретно позицию индепендентов выразил в дискуссии с левелле­ рами (см. ниже) зять Кромвеля генерал-комиссар Генри Айртон


196 История политических и правовых учений

 

(1611—1651). "Все главное, о чем я говорю, сводится к необходимо­ сти считаться с собственностью. Ведь она является важнейшей осно­ вой всего королевства, и если вы, — обращался он к левеллерам, — уничтожите ее, вы уничтожите все".

Айртон оспаривал теорию естественного права, доводами ко­ торой, как он считал, невозможно обосновать собственность; по ес­ тественному праву каждый нуждающийся может посягнуть на чу­ жое имущество. Основа собственности — не естественное, а именно гражданское право, источником которого является договор. "Ни за­ кон Бога, ни закон природы не дают мне собственности, — пояснял Айртон. — Собственность есть установление человеческой консти­ туции". Коль скоро собственность установлена государством, госу­ дарство должно быть устроено так, чтобы собственность надежно охранялась. Гарантия собственности в том, чтобы во власти уча­ ствовали те, "кто владеет постоянным интересом в стране", т. е. у кого находится земля, кто состоит в корпорациях, держит в руках всю торговлю. Только при этом условии "свобода может быть дана, а собственность не будет разрушена".

Исходя из этого Айртон возражал в 1648 г. против требования заменить монархию республикой; любая попытка пересмотра кон­ ституции, особенно ее демократизация, рассматривалась как воз­ можное посягательство на существующее распределение собствен­ ности.

Против компромиссной позиции индепендентов, за республику и демократическую конституцию Англии выступили левеллеры (leveller — уравнитель). Группа идеологов, получившая это назва­ ние, сложилась в конце первой гражданской войны; ее опорой яв­ лялись солдаты армии, требовавшие продолжения революции, де­ мократизации государства, обеспечения прав и свобод народа.

Одним из идейных лидеров левеллеров был Джон Лилъберн (1613, 1614 или 1618—1657). В многочисленных памфлетах, петици­ ях, проектах и письмах он ссылался на "Божье слово", разум и естественное право.

Прирожденными правами Лильберн и его единомышленники считали свободы слова, совести, печати, петиций, торговли, свободу от военной службы, равенство перед законом и судом. Все люди "по природе равны и одинаковы по силе, званию, власти и величию". Левеллеры резко выступали против сословных различий и приви­ легий1 . К числу естественных прав они относили частную собствен­ ность.

 

1 После реставрации один из левеллеров (Ричард Рэмбольд) был казнен за свое знаменитое заявление, что он не верит, будто Бог создал большую часть человеческого рода с седлом на спине и уздой в зубах, а меньшую — в сапогах со шпорами, чтобы ездить на первой.


Гл. 9. Политические и правовые учения в Голландии и Англии... 197

 

Первостепенное значение левеллеры придавали проблемам де­ мократизации государственного строя Англии. Государство, писал Лильберн, создано взаимным соглашением людей "для доброй пользы и блага каждого". Отсюда проистекает неотчуждаемое право наро­ да организовать государство таким образом, чтобы это благо было обеспечено. Левеллеры требовали ликвидации королевской власти, палаты лордов, резко критиковали противостоявшие народу орга­ ны власти. Ими разработаны проекты "Народного соглашения" — республиканской конституции Англии.

К основным требованиям левеллеров в области политической относились: народное представительство, избираемое на один или два года; предоставление избирательных прав всем англичанам с

21 года (кроме бывших активных сторонников короля); закрепле­ ние прирожденного права англичан избирать шерифов, судей и других должностных лиц; совершенствование избирательной сис­ темы (равная, пропорциональная система выборов). Порицая все­ властие "Долгого парламента", Лильберн утверждал, что неразум­ но, несправедливо и губительно для народа, чтобы законодатели были одновременно и исполнителями законов. Левеллеры утверж­ дали, что при соединении в одних руках власти принимать законы, исполнять их и осуществлять суд неизбежны возрождение приви­ легий, нарушения законности, узурпация власти.

При обсуждении проектов "Народного соглашения" возникла острая дискуссия о соотношении демократии и собственности. Воз­ ражая против требования всеобщего избирательного права, Айртон ссылался на то, что большая часть населения не имеет собственно­ сти: "Почему эти люди не могут проголосовать против собственно­ сти?" Левеллеры тоже боялись поколебать отношения собственнос­ ти. Они согласились ограничить избирательное право, предоставив его только домохозяевам.

В процессе развития революции все более активно обсуждался вопрос о соотношении свободы и собственности, собственности, го­ сударства и права. В разгар второй гражданской войны своеоб­ разное решение этого вопроса предложили истинные левеллеры, или диггеры. В 1649 г. они организовали коммуну на холме св. Георгия и стали сообща вскапывать под огороды общинные земли; поэтому их прозвали "диггеры" (digger — копатель).

Наиболее видным теоретиком движения был Джерард Уин- стенли (1609—?).

Революция, писал Уинстенли, не закончена: всецело заслужи­ вает одобрения упразднение монархии и палаты лордов, однако ненавистное королевское правление не будет уничтожено до тех пор, пока сохраняются частная собственность и обусловленное ею порабощение народа.


198 История политических и правовых учений

 

Уинстенли первым сформулировал понятие свободы, выразив­ шее главное отличие коммунизма от буржуазной идеологии того времени: "Истинная республиканская свобода заключается в сво­ бодном пользовании землей. Истинная свобода там, где человек получает пищу и средства для поддержания жизни".

В 1652 г. была опубликована книга Уинстенли "Закон свободы", в которой излагается целая программа мер, проводимых с помощью революционной власти и законов, направленных на создание строя общности имуществ.

В результате перевыборов парламента с преимуществами для неимущих и малоимущих, утверждал Уинстенли, будет учреждено республиканское правление, которое при активном содействии ре­ волюционной армии передаст народу общинные земли, пустоши, земли, конфискованные у церкви и короля, и др.; на этих землях будут созданы коммунистические общины. Законы и воспитание подготовят условия для полного искоренения частной собственнос­ ти, купли-продажи, денег, найма рабочей силы. После установле­ ния "истинной республиканской свободы" вступит в силу новая конституция Англии.

Уинстенли излагает проект конституции государства, основан­ ного на общности имуществ. Проект состоял из 62 законов (законы об обработке земли, о складах, о наблюдателях, о выборах должно­ стных лиц, о свободе, о браке, законы против измены, против куп­ ли-продажи, против праздности и др.).

Во главе Англии, проектировал Уинстенли, будет парламент, переизбираемый ежегодно; избирательные права должны иметь все мужчины с 20 лет (кроме преступников и тех, кто домогается дол­ жностей). Принятые парламентом законы обсуждаются народом, который вправе отклонить их. Должностные лица (миротворцы, наблюдатели, судьи и др.) избираются на один год. В республике будет хорошо налаженная и централизованная служба информа­ ции — "начальники почты" оповещают страну об открытиях, сде­ ланных в искусстве, ремесле, сельском хозяйстве, о почестях, кото­ рых удостоены изобретатели, о наиболее серьезных событиях, об ошибках и бедствиях и др. "Руководство хорошего правительства, таким образом осуществляемое, — мечтал Уинстенли, — может превратить всю страну, нет, даже всю земную фабрику в единую семью человечества и в единую хорошо управляемую республику".

Проект содержит также уголовные законы. К тем, кто попыта­ ется восстановить частную собственность, к убийцам применяется смертная казнь; к тем, кто совершит другие тяжкие преступления, к упорным тунеядцам — так называемое рабство (т. е. каторжные работы) и телесные наказания. Лиц, совершивших менее опасные проступки, предупреждают и увещевают.


Гл. 9. Политические и правовые учения в Голландии и Англии... 199

Идеи диггеров не получили широкого распространения в Ан­ глии; не исключено их влияние на коммунистические теории Фран­ ции середины XVIII в. (особенно на "Кодекс природы" Морелли; см. § 5 гл. 13).

Революционные события 1640—1649 гг. завершились провоз­ глашением Англии республикой и установлением протектората Кромвеля; после его смерти была восстановлена монархия Стюар­ тов (1660 г.). Дальнейшее развитие политико-правовой идеологии и завершение Английской революции связано с переворотом 1688 г. (см. § 6).

 








Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 833;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.