Естественно-правовые теории в Германии
Усиление феодальной эксплуатации, политической и идеологи ческой реакции, установление княжеского абсолютизма, привед шего к возникновению в некоторых землях Священной Римской империи германской нации полицейского государства, существен но задержали не только социально-экономическое, но и идейное развитие страны. Идеология, получившая обоснование в естествен-
Гл. 11. Полит.-прав. учения в Германии и Италии в XVII—XVIII вв. 229
но-правовых учениях Голландии и Англии, приобретает в Герма нии весьма умеренное и во многом не самостоятельное истолко вание. Немецким просветителям были присущи лишь идеи разры ва с религиозным мировоззрением, противопоставления последне му разумного начала. В государственно-правовой науке эта тен денция нашла выражение в учениях С. Пуфендорфа, X. Томазия и
X. Вольфа.
Самуил Пуфендорф (1632—1694) — известный немецкий юрист и историк, труды которого были переведены на многие европей ские языки и при Петре I — в России. Среди многочисленных работ Пуфендорфа особое значение имеют "Право естественное и право народов" и "О должностях человека и гражданина", посвя щенные вопросам государства и права.
Пуфендорф был одним из видных представителей того направ ления в естественно-правовой теории, которое главное внимание уделяло отделению науки о праве от религиозной схоластики, до казывая самостоятельное значение первой, что было особенно трудно и важно в Германии того времени. Право должно согласовываться с законами разума независимо от религиозных догм и даже дей ствующего законодательства.
Учение Пуфендорфа складывалось под влиянием теорий Г. Гре ция и Т. Гоббса. Существенные различия между этими теориями Пуфендорф пытался примирить, используя общий для них рацио нализм. Попытка создать светскую правовую теорию, светское в своей основе учение о государстве, отстоять свободу мысли в усло виях Германии того времени была прогрессом, умеренным, но все же прогрессом. Однако одновременно с этим Пуфендорф обосновы вал необходимость сохранения крепостничества и княжеского аб солютизма.
В своем учении о праве и государстве Пуфендорф исходит из представления о естественном состоянии, которое трактует не как исторический факт, а как методологическое предположение, по зволяющее объяснить сущность и происхождение права и государ ства. Естественное состояние характеризуется свободой и незави симостью индивидов. Человеческая природа противоречива, пола гал Пуфендорф. Она не порождает "войну всех против всех" (как считал Гоббс), но достаточно эгоистична. Согласно Пуфендорфу именно последнее (а не естественное стремление к общежитию, как считал Гроций) в условиях, когда не обеспечены естественные права, порождает стремление людей объединиться ради собствен ной пользы и безопасности. В результате возникают политическое общежитие и государство.
В основе возникновения государства лежат два договора: пер вый — между людьми об объединении и выборе формы правления, второй — между людьми и избранным ими правителем об обязан-
230 История политических и правовых учений
ности подданных подчиняться власти и обязанности правителя за ботиться о подданных в целях их пользы и безопасности. Второй договор предполагает сохранение у людей некоторых естествен ных прав (свободы вероисповедания, свободы убеждений), но не допускает сопротивления власти. Пуфендорф утверждал, что луч шей формой правления является абсолютная монархия. Правда, у нее есть некоторые недостатки, считал он, и желательно было бы, чтобы при монархе создавался какой-то представительный орган типа еще сохранявшихся в некоторых германских землях ланд тагов. Дальше этого весьма скромного пожелания Пуфендорф не идет, будучи убежден, что практически неограниченная власть мо нарха обеспечивает главное — общественный порядок и безопас ность подданных. Естественная свобода утрачена людьми с образо ванием государства, получившего право наказывать их во имя об щего блага.
Обосновывая с помощью идей естественно-правовой теории сло жившийся во многих немецких землях княжеский абсолютизм, Пуфендорф оправдывает и упрочившееся в то время крепостниче ство. Он утверждал, что крепостничество — результат доброволь ного договора между господами и теми, кто не имел работы и средств существования, и, следовательно, выгодного им.
Большое внимание уделял Пуфендорф вопросам взаимоотно шений между государством и церковью. В соответствии с условия ми второго договора государство имеет право наказывать за бого хульство, атеизм, сношения с демонами и сектантство, если после днее учит противиться властям. Но государство не должно наказы вать тех, кто отступает от обрядности и придерживается собствен ных взглядов в научных вопросах, как бы они ни противоречили религиозному вероучению. Пуфендорф еще не провозглашал сво боду совести, что в условиях религиозно расколотой Германии того времени не выглядело насущным. Однако общая рационалистичес кая направленность его теории готовила почву для этого.
Последователь Пуфендорфа профессор Христиан Томазий (1655—1728) — ректор университета в Галле, автор почти пятиде сяти научных работ. Он продолжал намеченную Пуфендорфом ли нию на освобождение государственно-правовой науки от господ ства теологии (хотя сам Томазий был религиозен). Томазий, навер ное, первым среди немецких мыслителей провозгласил, что фило софии пора перестать быть служанкой богословия. Сопоставляя немецкую и французскую философии, он признавал последнюю более разработанной. Предметом философии должен стать человек с его моральным миром.
В трактовке естественного состояния и естественного права То мазий расходился со своим предшественником. Человек — суще ство общежительное, утверждал Томазий, и природа его состоит в
Гл. 11. Полит.-прав, учения в Германии и Италии в XVII—XVIII вв. 231
том, чтобы, стремясь к личному благу, жить в мирном общении с другими. Но человеку свойственны и извращенные формы этого стремления — корыстолюбие, честолюбие. Томазий отмечал, что основа естественного права — мораль, которая предписывает де лать то, что соответствует разумной природе людей. Но требова ния морали не подкреплены принуждением. А поскольку люди де лятся на мудрых и глупых и для первых нужен совет, а для вто рых принуждение, то рассчитывать на добровольное следование требованиям морали нельзя. Поэтому необходима принудительная власть. Она избавляет людей от страха перед вредом, который мо гут причинить глупые, и осуществляется государством, созданным людьми, а не Богом.
Государство у Томазия — "естественное общество, которое зак лючает в себе верховную власть ради довольства всех и граждан ского благополучия". Как и Пуфендорф, Томазий считает, что об разование государства было оформлено двумя общественными до говорами: об объединении в государство и о назначении правителя. Власть правителя имеет цель сохранить общественный мир. Она не распространяется на те действия подданных, которые не пося гают на общественный мир, а также на деятельность человеческого ума.
Вопросы соотношения совета и принуждения, границ воздей ствия государственной власти Томазий рассматривает в трех пла нах — моральном, политическом и правовом.
В сфере морали действует только совет: делай для себя то, что ты желаешь, чтобы другие делали для себя. В политике совет и приказание: делай другим то, что ты желаешь, чтобы они делали для тебя. В праве действует только приказ: не делай другим то, чего ты сам себе не желаешь.
Принципиальное различие между правом и моралью, полагал Томазий, состоит в том, что единственным источником морали яв ляется внутреннее убеждение человека, независимое от приказов власти. Право в государстве имеет императивный и запретитель ный характер, оно определяет только внешние обязанности (почти через сто лет это обоснует Кант), и только в правовой сфере дей ствует приказ государства. В моральной, духовной сфере един ственное средство воздействия — совет. Отсюда — свобода совес ти, независимость человека в его духовной, нравственной жизни.
Обратив таким образом внимание на существенное различие между моралью и правом, Томазий считал необходимым ограни чить сферу действия права. Государство не должно посягать на духовную свободу личности, свободу убеждений. Иноверцы и ина комыслящие не должны подвергаться уголовному преследованию, еретиков надо просто высылать из государства. Нетрудно заметить в этом осуждение им практики полицейского государства, широко
232 История политических и правовых учений
вмешивавшегося в личную жизнь подданных и практиковавшего процессы о колдовстве и применение пыток, при которых, утверж дал Томазий, "обвиняемый, еще не будучи признанным виновным, подвергается более суровому и жестокому наказанию, нежели ка кое могло бы пасть на него после осуждения".
Считая монархию лучшей формой государства, Томазий утвер ждал, что предпосылкой власти монарха является согласие народа повиноваться ему и что народ даже может протестовать против несправедливостей. Но этот протест возможен только в том случае, если монарх выходит за рамки, очерченные общественными дого ворами. Кроме того, протест может быть только пассивным: под данные не обязаны в этом случае повиноваться монарху, но "они не должны и сопротивляться ему, а терпеливо переносить сделан ную им несправедливость". Томазий полагал, что для устранения несправедливости и раздоров между людьми следовало бы стре миться к такому идеальному строю, где будет существовать общ ность имуществ. Однако, по его мнению, это станет возможным в далеком будущем, когда длительный процесс духовного совершен ствования людей создаст предпосылки для подобной организации общества.
Таким образом, в немецкой политико-правовой мысли нараста ло критическое отношение к существовавшим порядкам, полицей скому государству. Но оно было весьма умеренным и не выходя щим за рамки либеральных пожеланий не допустить посягательств на свободу вероисповедания, свободу убеждений. Либеральные по желания и иллюзорные мечтания об отдаленном общественном иде але, к тому же, оказались всего лишь эпизодом в истории. На сме ну им шли консервативное истолкование естественно-правовых идей, попытка использовать их для апологии полицейского государства в период его расцвета.
Такая попытка была предпринята Христианом Вольфом (1679— 1754), профессором естественного и международного права уни верситета в Галле. Как и его предшественники, он не был чужд передовым идейным веяниям, представлениям о свободе личности как о норме естественного права. Однако практические выводы Вольфа из этих теоретических представлений вполне соответство вали оправданию полицейского государства, которое пытались вы дать за государство просвещенного абсолютизма.
Природа человека, по Вольфу, характеризуется стремлением к совершенствованию. Разум указывает путь к этому — делай добро и избегай зла. Таков нравственный закон природы, соответствую щий стремлению людей к совершенствованию и души, и тела, и общества. Человек обязан следовать этому нравственному закону, в этом его право. Право, таким образом, выводится из нравствен ной обязанности. Оно требует быть нравственным. "Нет права, —
Гл. 11. Полит.-прав. учения в Германии и Италии в XVII—XVIII вв. 233
писал Вольф, — без нравственности обязательства, которое ему предшествует, в котором оно коренится и из которого оно происте кает. Есть врожденные человеческие права, потому что есть врож денные человеческие обязанности". Все дальнейшие рассуждения Вольфа исходят из этой посылки — право проистекает из обязан ности, нравственной, но обязанности человека.
От природы все люди равны, поэтому они имеют равные права. Поэтому же ни один человек не имеет власти над другим — все люди свободны. Нравственная обязанность совершенствоваться по рождает право на образование и научные исследования, право на жизнь и даже право на труд — без труда нет совершенствования, и никто не должен предаваться праздности.
В естественном состоянии, когда люди жили семьями, они не имели достаточно средств для совершенствования. Вот почему се мьи решили объединиться в государство, цель которого — "общее благосостояние и общая безопасность", обеспечивающие совершен ствование людей. Объединившись в государства, люди образовали народ, который передал свою верховную власть правительству. Среди форм государства — демократии, аристократии, монархии и смешанной формы — Вольф считал лучшей монархию, ибо, по его мнению, монарх всегда представляет весь народ.
С образованием государства, отмечал Вольф, народ ограничил свою свободу для совершенствования составляющих его людей. Во имя этого же ограничено и природное равенство людей. Точно так же каждый человек может ограничить свою свободу и отдать себя в рабство. Отсюда возникает власть- одних лиц (господ) над други ми (крепостными).
Законы государства, по Вольфу, — практическая реализация естественного закона. Они дают свободу, необходимую для испол нения нравственных обязанностей. Право — свобода действий для исполнения обязанностей. Рамки такой свободы определяются вла стью государства, властью просвещенного монарха, заботящегося об общем благе. Эта забота обязывает его регламентировать все сферы человеческой деятельности — хозяйственную и духовную, политическую и научную. Монарх, считал Вольф, может и должен заставлять работать и предоставлять работу, устанавливать раз мер заработной платы и цены на товары, заботиться о школьном образовании и развитии искусства, обязывать ходить в церковь и запрещать собрания в частных домах, не допускать распростране ния учений, вредных для государственного блага, религии и нрав ственности, и т. д.
Для этого монарх, по мнению Вольфа, должен быть наделен неограниченной властью в законодательстве, судебной области, на значении чиновников, вопросах войны и мира. Чтобы максимально использовать свою власть для общего блага, монарх должен быть
234 История политических и правовых учений
добродетельным, знать науку управления государством, любить свой народ и окружать себя умными советниками, не творить произвол. Повиновение ему должно быть безусловным, поскольку сопротив ление может возвратить людей в естественное состояние, полагал Вольф.
Таковы основные представители немецкой политико-правовой идеологии XVII—XVIII вв. Экономическая отсталость большинства немецких земель, неразвитость политических отношений, реакци онный режим полицейского государства привели к тому, что они в лучшем случае создавали абстрактные теоретические конструк ции, не имевшие в то время шансов на реализацию или, как это было у Вольфа, поддерживавшие идеи просвещенного абсолютиз ма. Не случайно прусский король Фридрих II писал Вольфу, что задача королей — осуществлять идеи философов.
Если в Англии, а позже и во Франции естественно-правовая доктрина стала идейным оружием в борьбе против феодального абсолютизма, теоретической основой лозунгов буржуазных рево люций, то в Германии она превратилась в средство рационалисти ческого обоснования существовавшего режима и положительного права со скромными, но важными для Германии пожеланиями их совершенствования во имя "общего блага".
Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 924;