Правовая теория Ч. Беккариа

 

Политическая история Италии эпохи феодализма представля­ ет собой весьма сложную картину. Многие века сохранялась поли­ тическая раздробленность страны. Усобицы правителей итальян­ ских княжеств и городов-республик обессилили и обескровили стра­ ну, сделали ее сравнительно легкой добычей Испании, король ко­ торой фактически стал управлять значительной частью Италии и Австрии. Политические неурядицы существенно затрудняли соци­ альное развитие страны. Итальянская буржуазия, преимущественно ростовщическая и торговая, экономически связанная с феодалами, была настроена весьма умеренно. Дальше пожеланий политичес­ кой централизации и осуждения произвола и беззакония, харак­ терных для феодализма, она не шла. Это и обусловило в конечном счете трактовку учения о естественном праве итальянскими про­ светителями XVIII в., наиболее видным представителем которых был Чезаре Беккариа (1738—1794).

Беккариа родился в Милане, находившемся под властью Авст­ рии. Он окончил иезуитскую школу (как и Вольтер, Гельвеций, Дидро). Его основная работа — "О преступлениях и наказаниях" была опубликована в 1764 г. сначала тайно и вызвала как ожесто­ ченные нападки церковников, так и широкое признание просве-


Гл. 11. Полит.-прав. учения в Германии и Италии в XVII—XVIII вв. 235

 

щенных людей того времени, в том числе императрицы Марии- Терезии. Она претендовала на "просвещенный абсолютизм" и ста­ ла покровительствовать Беккариа, предоставив ему кафедру в Милане, а затем ряд государственных должностей.

В теории Беккариа заметны следы идей Гроция и Гоббса. Но наибольшее влияние на него оказало французское Просвещение. Он с большим уважением отзывался о Вольтере, Монтескье, Гель­ веции, Дидро, Даламбере, Кондильяке, Руссо, точно так же, как многие из них высоко оценили его книгу "О преступлениях и нака­ заниях". Это сочинение, принесшее ему широкую известность, про­ никнуто в духе просветительства верой в человеческий разум, сво­ бодолюбием, идеями гуманизма и законности.

Трактовка естественного состояния и причин, побудивших лю­ дей перейти от него к политическому общежитию, у Беккариа мало что отличается от трактовок Гоббса. В естественном состоянии люди жили в одиночку. Постоянные столкновения между ними делали их естественную свободу необеспеченной и потому бесполезной. Для общего блага люди объединились и пожертвовали частью своей свободы во имя безопасности и обеспечения оставшейся у них час­ ти свободы (здесь Беккариа ближе к Гроцию). Из пожертвованной людьми части свободы и образовалась по общественному договору верховная власть государства. Хранителем ее стал суверен как представитель всего общества. Он должен был обеспечить людям общее благо — безопасность и справедливость.

Беккариа различает справедливость божественную, естествен­ ную и человеческую. Первые две — основаны на божественных и естественных законах. Человеческая справедливость базируется на общественном договоре, устанавливающем пределы власти госу­ дарства. Она изменчива. Ее критерием должно быть общее благо. Основанные на ней законы государства должны иметь в виду воз­ можно большее счастье для возможно большего числа лиц. Но не­ вежественные представления о справедливости, полагал Беккариа, привели к тому, что законы государства являются оружием в ру­ ках незначительного меньшинства. Они несправедливы, закрепля­ ют сословные привилегии, неравенство перед уголовным законом, право сильного и связанные с ним произвол и насилие. Беккариа резко критиковал современную ему юриспруденцию, при которой законами считаются изречения римских и средневековых юристов, а уголовное право опирается на вековые предрассудки. Существу­ ющие законы, писал он, "служат только для прикрытия насилия", помогают приносить народ "в жертву ненасытному идолу деспо­ тизма".

Причину этого Беккариа видел в утверждении частной соб­ ственности, дающей одним власть и благополучие, а другим нище­ ту и бесправие. Право собственности — "ужасное и, может быть,


236 История политических и правовых учений

 

не необходимое право". Однако дальше констатации этого Бекка- риа не идет. Он не помышляет об уничтожении частной собствен­ ности, довольствуясь пожеланием постепенного уравнения матери­ ального положения людей. Не выступает он и за радикальное пе­ реустройство общества. Все его надежды связаны с просвещенным монархом, заботящимся о своих подданных, об устранении нищеты и неравенства, покровительствующим наукам и искусству, образо­ ванности и нравственности народа. Такой монарх, считал Бекка- риа, издаст справедливые и мудрые законы, перед которыми все будут равны, которые будут строго соблюдаться и обеспечат права человека.

Развивая идею законности, Беккариа утверждал, что свобода гражданина — в его праве делать все, что не противоречит зако­ нам, что сами власти должны строго соблюдать законы. Без этого не может существовать "законное общество". Вот почему посяга­ тельство на безопасность и свободу граждан является одним из тяжких преступлений. Только законы могут устанавливать нака­ зания, и право их издания принадлежит только суверену как пред­ ставителю всего общества. Сам суверен может издавать лишь об­ щие законы, но не может судить за их нарушения. Это задача суда, выясняющего факты. Наказание же, определяемое судом, не может выходить за пределы, установленные законом, иначе оно несправедливо и не соответствует условиям общественного дого­ вора.

Исходя из изложенных теоретических посылок Беккариа в своей книге "О преступлениях и наказаниях" обосновывает идеи, поло­ женные в основу "классической теории" уголовного права. Он ут­ верждал, что причина преступности лежит в социальных услови­ ях — нищете людей и столкновении их интересов, порождаемых человеческими страстями. Нужно отличать преступления действи­ тельные от преступлений мнимых и произвольных. И целью нака­ зания должно являться предупреждение новых преступлений и исправление преступников. Для этого наказание должно быть пуб­ личным, наименьшим из возможных в каждом конкретном случае, соразмерным преступлению и установленным в законе. Вот почему Беккариа протестовал против применения широко распространен­ ных в эпоху феодализма пыток, мучительных наказаний и призы­ вал к ограничению применения смертной казни. Он отстаивал ра­ венство всех перед законом и возможность наказания человека толь­ ко за те деяния, которые определены законом как преступные. Легко заметить, что эти идеи Беккариа нашли отражение в таких исто­ рически важных конституционных документах, как французские Декларации прав человека и гражданина конца XVIII в., а также в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве Франции начала XIX в.


Гл. 11. Полит.-прав. учения в Германии и Италии в XVII—XVIII вв. 237

 

Аргументация Беккариа в пользу отмены смертной казни зас­ луживает особого внимания как практически первое в истории те­ оретически убедительное выступление такого рода. Правда, Бекка­ риа допускал применение смертной казни, но только в чрезвычай­ ных обстоятельствах, когда необходимо сохранение существующе­ го правления или когда нация борется за свободу. Во всех осталь­ ных случаях, по его мнению, смертная казнь несправедлива и неоправданна.

Теоретически, по естественному праву, недопустимо, чтобы че­ ловек желал лишить себя жизни и, следовательно, он не мог пре­ доставить это право другим. Смертная казнь — "война нации с гражданином", т. е. возврат в естественное состояние. Практически же многовековой опыт показывает, что угроза, смертной казни не останавливает преступника, и более эффективно пожизненное ли­ шение свободы. А то обстоятельство, что она веками существовала почти у всех народов, не оправдывает точки зрения, так как спо­ собствует распространению в народе ожесточенности и безнрав­ ственности. Неоправданна она, доказывал Беккариа несколько поз­ же, и с точки зрения юридической — применение может быть ре­ зультатом ошибки судей, которая становится уже непоправимой.

Идеи Беккариа были восприняты классическим направлением в уголовно-правовой науке и уголовным законодательством, закре­ пившим такие прогрессивные принципы, как равенство перед за­ коном, "нет преступления и нет наказания без указания о том в законе", соответствие тяжести наказания тяжести совершенного преступления.

Беккариа приглашала в Россию Екатерина II, но он отказался. Тем не менее в ее известном "Наказе" Комиссии по составлению нового Уложения (начавшей, кстати, работать через три года после выхода книги Беккариа) примерно половина статей по уголовному праву заимствована у него, а вся глава X "Об образовании крими­ нального суда" — перевод из Беккариа.

 

Заключение

Особенностью политико-правовой идеологии Германии и Ита­ лии XVII—XVIII вв. было сочетание умеренно прогрессивных в идеологической сфере и консервативных в политической сфере те­ орий.

Просветительские идеи вылились преимущественно в абстрак­ тные теоретические построения и практически приспосабливались к существующему политическому устройству. Конечно, освобожде­ ние государственно-правовой теории от теологической оболочки, восприятие идеи о государстве как общем благе, обоснование ссыл­ ками на естественное право идей свободы личности, вероисповеда-


238 История политических и правовых учений

 

ния, убеждений и (особенно у Беккариа) гуманизма было выраже­ нием назревших потребностей общественного развития.

И все же выше допустимости пассивного сопротивления суще­ ствовавшей государственной власти и весьма умеренной критики режима полицейского государства немецкая политическая мысль в то время не поднялась. Более того, с укреплением княжеского аб­ солютизма в немецких землях в политической мысли появилась его апология.

Аналогично этому даже у наиболее передового из рассмотрен­ ных мыслителей — Беккариа, чьи заслуги в развитии уголовно- правовой теории того времени были громадны, гуманистические надежды на совершенствование общих условий жизни и законода­ тельства связывались опять-таки с просвещенным монархом.


 

Г Л А В А 12








Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 1347;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.