Политике-правовое учение Иосифа Волоцкого
Иосиф Волоцкий (1440—1515) входит в плеяду самых выдаю щихся деятелей и идеологов русской православной церкви за всю ее историю. Его активная деятельность пришлась на последнюю треть XV — начало XVI в., т. е. на время, когда шел процесс станов ления политической системы и официальной идеологии Московского государства. И он сыграл в этом процессе огромную роль. Практи ческие усилия Иосифа Волоцкого и его последователей — иосиф лян — во многом определили характер внутренней организации русской православной церкви, место последней в политической си стеме Московии, взаимоотношения церкви с верховной государствен ной властью. Сформулированные же Иосифом Волоцким теорети ческие положения, касающиеся сущности и функций верховной государственной власти, легли в основание официальной полити ческой идеологии русского общества XVI—XVII вв.
Родился Иосиф Волоцкий в 1440 г. неподалеку от Волоколамска в небогатой дворянской семье Саниных. От рождения носил имя Иван. С восьмилетнего возраста и до самой смерти его жизнь была связана с монастырями. Именно в монастыре (в Волоколамском Крестовоздвиженском) он получил первоначальное образование, в монастыре (в Волоколамском Пречистой Богородицы) прошла его юность. В 1460 г. в Боровской монастырской обители старца Паф- нутия Иван Санин принял монашеский постриг и с этих пор стал зваться Иосифом.
18 лет своей жизни отдал Иосиф Волоцкий монастырю Паф- нутия Боровского. Эти годы были решающими в формировании его мировоззрения. Постоянное общение со старцем Пафнутием, славив шимся своей образованностью, а также чтение книг из богатой мо настырской библиотеки позволили Иосифу приобрести широкие познания в христианском богословии. В 1479 г. Иосиф направился в Волоколамск к родному брату Ивана III удельному князю Борису Васильевичу, испросил у него землю для нового монастыря и, по лучив место в 13 верстах от города, заложил новую обитель. Так возник один из самых могущественных монастырей Московии — Иосифо-Волоколамский монастырь. Удельные князья и бояре да рили ему земли, села, денежные средства. Став мощным экономи-
136 История политических и правовых учений
ческим центром, монастырь одновременно сделался и крупнейшим культурным центром Московии. В его стенах было сосредоточено обширнейшее собрание рукописей и книг, причем не только рели гиозных, но и светских. Значительную часть монастырской библио теки составляли произведения древнегреческих и древнеримских историков и философов, труды византийских и западноевропейских писателей, древние и средневековые правовые памятники.
В 1507 г. Иосиф Волоцкий, спасая свой монастырь от разорения со стороны волоколамского удельного князя Федора (сына князя Бориса Васильевича), передал его под покровительство великого князя Василия III. Иосифо-Волоколамский монастырь стал непос редственно служить политике верховной государственной власти. Одновременно он получил возможность использовать эту власть и для защиты собственных интересов.
Смерть Иосифа Волоцкого, последовавшая в 1515 г., не поко лебала позиций его монастыря. Напротив, роль последнего в обще ственно-политической и культурной жизни Московии в дальней шем даже возросла.
Иосифо-Волоколамский монастырь, безусловно, относится к числу наиболее выдающихся созданий Иосифа Волоцкого. Внутрен нее устройство этой обители, характер ее взаимоотношений с кня жеской властью воплотили многое из его мировоззрения.
В организации монастыря, в частности, достаточно четко от разилось понимание Иосифом Волоцким такого явления, как нестя жательство. В отличие от Нила Сорского, распространявшего нестя жательство как на личную жизнь монахов, так и на их монастыр ское общежитие, Иосиф полагал, что нестяжательной, т. е. свобод ной от обладания имуществом, должна быть только личная жизнь монахов. Что же касается монастыря в целом, то ему, по мнению Иосифа, обладание землями, селами, деньгами и другим имуще ством не только не возбраняется, но и жизненно необходимо. Во- первых, для того, чтобы обеспечить средствами существования монастырских служителей и материальными атрибутами богослу жение в храмах. Во-вторых, дабы иметь возможность оказывать помощь странникам, нищим, больным, монастыри должны прини мать дарения сел и денежных средств — "вклады по душе".
В противовес Нилу Сорскому Иосиф Волоцкий считал, что мо настырское имущество не может препятствовать монахам дости гать вечного спасения. Бывают, правда, иноки, которые увлекают ся любостяжательностью, признавал Иосиф, но из-за этих немно гих, не умеющих правильно пользоваться достоянием своих обите лей, было бы несправедливо, говорил он, отнимать имущество у всех монастырей.
Понимание Иосифом Волоцким нестяжательства носило сугубо прагматический характер. Это свойство было присуще и всему его
Гл. 7. Политическая и правовая мысль Московского государства 137
политическому учению. Литературное творчество Иосифа являлось в сущности своей продолжением его практической деятельности. Эволюция его политических взглядов была во многом следствием тех перемен, которые происходили в его социальном положении, в его действительных взаимоотношениях с князьями и церковными иерархами.
Среди написанных Иосифом Волоцким произведений основную массу составляют послания, сказания и слова, посвященные разоб лачению так называемой "ереси жидовствующих". Значительная часть этих произведений, написанных в течение 1493—1511 гг., была объединена их автором в особую книгу. Впоследствии этот труд стал именоваться "Просветитель, или обличение ереси жидовству ющих". Краткая редакция данной книги открывается "Сказанием о появившейся ереси новгородских еретиков", за которым следуют одиннадцать "Слов на ересь новгородских еретиков". В простран ной редакции "Просветителя", составленной в 1510—1511 гг., по мимо "Сказания", содержится шестнадцать "Слов".
Второе место по своему объему в литературном наследии Иосифа Волоцкого занимают произведения, посвященные внутреннему ус тройству монастырей и монашескому быту.
Третью часть литературного наследия Иосифа Волоцкого сос тавляют его послания к различным влиятельным людям — великому князю Василию III, митрополиту Симону, окольничему Ивана III Б. В. Кутузову, боярину И. И. Третьякову-Ховрину и другим — с просьбами о защите, оправдании своей позиции в конфликте с ар хиепископом Новгородским Серапионом и т. п.
Наконец, в четвертую группу сочинений Иосифа Волоцкого не обходимо выделить его послания, содержащие в себе духовные со веты и наставления мирянам. Это прежде всего два послания к брату великого князя Василия III Дмитровскому князю Юрию Ивановичу, а также послание к какому-то боярину о миловании рабов и др.
Все вышеуказанные произведения Иосифа Волоцкого имеют религиозную и церковную тематику. Однако в условиях средневе кового общества многое из того, что связано с религией и церко вью, неизбежно приобретало политическое значение. В случае с Иосифом Волоцким действие этой закономерности усиливалось еще и целым рядом обстоятельств, сопровождавших его церковную дея тельность. С 1493 г. и до конца своей жизни Иосиф вел бескомпро миссную борьбу с так называемой "ересью жидовствующих". Кро ме того, в течение нескольких лет он находился в конфликте с Волоколамским удельным князем и архиепископом Новгородским Серапионом по поводу статуса своего монастыря. Большая часть сочинений Иосифа Волоцкого была написана в связи с этой борь-
138 История политических и правовых учений
бой и конфликтами. И именно в них изложены основные положе ния его политического учения. Иосиф Волоцкий сознавал, что эф фективная борьба с "ересью жидовствующих" и разрешение конф ликтов по поводу статуса его монастыря невозможны без содей ствия верховной государственной власти. Стремление обеспечить себе поддержку со стороны последней и заставляло его говорить о сущности и функциях великокняжеской власти, об обязанностях великого князя, о взаимоотношениях светской и церковной властей и т. п.
Характерной особенностью литературных творений Иосифа Волоцкого является широкое использование в них цитат из Священ ного писания и сочинений авторитетных христианских писателей. Главное его произведение — "Просветитель" — почти сплошь со стоит из чужих высказываний. В связи с этим среди исследовате лей творчества Иосифа Волоцкого существует мнение о том, что он был простым компилятором, а не самостоятельным мыслителем. Однако на самом деле Иосиф всего-навсего следовал традиционной для христианской литературы манере изложения мыслей с помо щью цитат из авторитетных источников. В своем литературном творчестве он был подобен строителю, который из чужих кирпи чей возводит здание, предстающее в конечном итоге в качестве его собственного, оригинального творения.
Истинный смысл политико-правового учения Иосифа Волоцко го нельзя понять, не уяснив сути борьбы этого церковного деятеля против "ереси жидовствующих" и подоплеки его конфликтов с Во локоламским удельным князем Федором и архиепископом Новгород ским Серапионом.
"Ересью жидовствующих" Иосиф называл еретическое движе ние, возникшее в Новгороде в 70-х годах XV в. В 80-е годы того же столетия оно распространилось и на Москву, где его проводниками стали такие видные люди, как архимандрит Симонова монастыря Зосима (в 1490—1494 гг. — Митрополит Московский и Всея Руси), дьяк Федор Курицын, невестка Ивана III Елена Волошанка, ее сын и внук великого князя — Дмитрий. Первым обнаружил эту ересь архиепископ Новгородский Геннадий. Как явствует из текста одно го из писем Геннадия, в 1487 г. ему сделалось известным, что некото рые из новгородских священнослужителей "хулили... Иисуса Хрис та", "молились по-жидовски", "недостойно служили литургию" и т. д. Одновременно он узнал, что эта ересь распространилась "не токмо в градех, но и по селам". Новгородский архиепископ немед ленно обратился с сообщением о появлении опасной ереси к иерар хам русской православной церкви, а также к великому князю Ива ну III. Так началась борьба против указанного еретического дви жения, в которую с 1492 г. активно вступил Иосиф Волоцкий.
Гл. 7. Политическая и правовая мысль Московского государства 139
Летописи сохранили мало сведений о "ереси жидовствующих". Немного дошло до нас и сочинений самих еретиков. Поэтому су дить о содержании данной ереси мы можем большей частью на основании того, что писали борцы против нее, т. е. главным образом по тексту сочинения Иосифа Волоцкого "Просветитель".
Согласно "Просветителю" ересь была привезена на Русь из Ли товского княжества "жидовином Схарией", прибывшим в 1470 г. в Новгород в свите Литовского князя Михаила Олельковича. Схария совратил в ересь новгородских попов Дионисия и Алексия. Послед ние стали совращать других новгородцев. В помощь к названным еретикам вскоре прибыли из Литвы еще два соплеменника Сха- рии — Иосиф Шмойло-Скарявей и Моисей Хануш. Так впервые с момента принятия Русью христианства в русском обществе заро дилось еретическое движение.
Рассказ о Схарии не был выдумкой Иосифа Волоцкого: о посе щении этим иудеем Новгорода говорят многие источники. В 1490 г., т. е. еще до Иосифа, о роли Схарии в зарождении "ереси жидовству ющих" писал в одном из своих посланий архиепископ Новгород ский Геннадий. Он же первым заговорил и об иудейском характере рассматриваемой ереси. Причем за три года до того, как написал о Схарии.
По сообщению Иосифа Волоцкого, еретики учили: 1) истинный Бог есть един и не имеет ни Сына, ни Святого Духа, т. е. нет Пресвя той Троицы; 2) истинный Христос, или обетованный Мессия, еще не пришел и когда придет, то наречется Сыном Божиим не по естеству, а по благодати, как Моисей, Давид и другие пророки;
3) Христос же, в которого веруют христиане, не есть Сын Божий, воплотившийся и истинный Мессия, но является простым челове ком, распятым иудеями, умершим и истлевшим в гробу; 4) потому должно принимать веру иудейскую как истинную, данную Самим Богом, и отвергать веру христианскую как ложную, данную чело веком.
Уже из этого описания сути "ереси жидовствующих" очевидно, что Иосиф Волоцкий видел в ней не простую ересь, а полное от ступление от христианской веры.
Иосиф Волоцкий усматривал в "ереси жидовствующих" опас нейшую угрозу нравственным устоям русского общества, распад которых неминуемо влек за собой его гибель.
Эта оценка Иосифом Волоцким указанной ереси содержалась и в самом ее названии "ересь жидовствующих". Данное название вряд ли отражало реальное содержание ереси. Сохранившиеся сочине ния еретиков не подтверждают того, что они обратились в иуда изм. Судя по текстам этих сочинений, еретики действительно от вергали институт монашества, негативно относились к монасты-
140 История политических и правовых учений
рям, отрицали христианские постулаты, не принимали многих важ ных христианских обрядов (например, отлучали себя от причас тия, не видели смысла в молитвах по усопшим, обращали службу не к Иисусу Христу, а к Богу-Отцу и т. п.). Однако у нас нет серь езных оснований для вывода о том, что идеологи "ереси жидов- ствующих", отступив от христианства, впали в иудаизм. То, к чему они пришли, было верованием особого рода.
Называя рассматриваемую ересь "ересью жидовствующих", Иосиф Волоцкий следовал тем самым утвердившейся еще в Визан тии в первой трети VIII в. традиции христианской литературы обозначать опасные для христианской религии и церкви явления как иудейские. Чтобы убедить церковных деятелей в опасности данной ереси и в необходимости борьбы с ней, Геннадий с Иосифом должны были говорить на понятном для служителей православной церкви языке. Возникавшие в прошлом опасные для христианства ереси описывались в христианской литературе как "иудейские" и связывались с происками "евреев". Поэтому и новгородско-москов- скую ересь необходимо было для того, чтобы ее опасность стала очевидной, представить "ересью жидовствующих", происходящей от какого-нибудь "прельстителя-еврея". Еврей Схария был для ар хиепископа Геннадия и Иосифа Волоцкого исключительно симво лической фигурой (пусть он и являлся скорее всего реальным ли цом и действительно посещал в 1470 г. Новгород). В их представле нии "ересь жидовствующих" была по своей социальной базе чисто русским явлением. Поэтому они и говорили о ереси не "жидов", а именно "жидовствующих". Тексты сочинений Иосифа Волоцкого показывают, что он не придавал термину "иудей" какого-либо эт нического значения. "Кто же те еретики, которые злочестиво и несмысленно отвергают иноческое житие и иные божественные предания и заветы апостольской церкви?" — вопрошал Иосиф в одиннадцатом Слове своего "Просветителя". И тут же давал ответ: "Это очевидные иудеи, подобные богомерзкому древнему их Коп- рониму, подобные и богомерзкому Алексею протопопу, Денису попу и Федору Курицыну, нынешним наставникам и учителям ерети ков".
О том, что определения "иудейское" или "жидовское", а также слово "еврей" использовались в христианской литературе не толь ко Византии, но и Руси в качестве символов негативной оценки того или иного явления, а не для обозначения принадлежности кого-либо к соответствующей религии и к этнической группе, свидетельствуют многие дошедшие до нас письменные памятники XV—XVII вв. К примеру, "Сборник Ефросина", датируемый XV в., выдвигает обвинения против латинян (католиков), употребляя сле дующие слова: "Иже убо опресноком служат божественную с луж-
Гл. 7. Политическая и правовая мысль Московского государства 141
бу Христову яве яко иудействуют и еврейскую службу служат...". В "Исповедании Игнатия Соловецкого" — произведении русской старообрядческой литературы второй половины XVII в. — "жидов ской" называется... ортодоксальная русская православная церковь! Обращаясь к иерархам последней, Игнатий утверждает, что они не архиереи, а богохульники и богоотступники, возводящие ложь на святых отцов христианской церкви. "А вы ныне смели дерзнути составити лукавую сонмицу на Христа-света, — заявляет он, — новую, жидовскую, иже не повелеша святии отцы". Обвинения, ко торые выдвигались Иосифом Волоцким против новгородско-мос- ковских еретиков, повторяются Игнатием Соловецким почти бук вально. "Точию разве вы ныне сущим жидовским обрезанием обре заны, а не крещены", — укоряет он иерархов-ортодоксов. И как приговор — заявление: "Оставили мы вашу еретическую церковь... жидовскую".
В свете подобных примеров неудивительным покажется тот факт, что обвинения в "жидовстве" выдвигались и против самого... Иосифа Волоцкого его противниками!
Среди противников Иосифа Волоцкого не было Нила Сорского. В научных трудах, посвященных духовной жизни русского обще ства конца XV — начала XVI в., нередко говорится о борьбе между этими двумя церковными деятелями. На самом деле борьбу против Иосифа вел Вассиан Косой, между собой боролись "иосифляне" и "нестяжатели", взгляды которых не во всем совпадали со взгляда ми Иосифа и Нила. Факты свидетельствуют, что при всех разно гласиях по вопросам устройства монастырского общежития в глав ном Иосиф Волоцкий и Нил Сорский были едины, а именно: в оценке "ереси жидовствующих" как чрезвычайно опасного для рус ского общества и православной церкви движения. Около 1504 г Нил Сорский переписал совместно с Нилом Полевым "Просветите ля" Иосифа Волоцкого. Впоследствии он преподнес созданный в результате этого парадный список данного произведения в дар Иосифо-Волоколамскому монастырю.
Особо опасной для православия и, следовательно, духовных ус тоев русского общества "ересь жидовствующих" должна была пред ставляться, помимо прочего, еще и потому, что захватила сознание не только многих рядовых священнослужителей, но и высших иерар хов русской церкви, а также влиятельных государственных деяте лей и даже членов семьи Ивана III, в том числе его внука Дмитрия, бывшего с февраля 1498 г. до марта 1499 г. официальным наслед ником великокняжеского престола. Отчасти ересь увлекла и самого великого князя.
Подобные факты побуждали Иосифа обратиться к размыш лениям о государственной власти. В том же направлении толкал
142 История политических и правовых учений
его мысль и ход борьбы против "ереси жидовствующих". Вплоть до 1503 г. эта борьба шла трудно. Только в конце 1503 г., после того как состоялась личная беседа Иосифа Волоцкого с Иваном III о еретиках, положение изменилось. В декабре 1504 г. церковный Со бор осудил главных на то время еретиков на смертную казнь. Не вестка же Ивана III Елена Волошанка и ее сын Дмитрий еще в 1502 г. были посажены в темницу.
Решающий перелом в борьбе против "ереси жидовствующих" произошел в результате изменения отношения к ней Московского государя. Иосиф сознавал это, как никто другой. Потому что имен но он своими посланиями и беседой с Иваном III окончательно убе дил великого князя в опасности для Руси данной ереси.
Главный вывод, который вытекал из вышеприведенных фак тов, был очевиден: в условиях, сложившихся к началу XVI в. в Московии, судьба православной веры и церкви в огромной степени зависела от характера верховной государственной власти и от то го, как эта власть будет действовать. Сделав на основании своего жизненного опыта этот вывод, Иосиф Волоцкий постепенно выра ботал и собственное представление о том, какой должна быть дан ная власть, — свой политический идеал.
Этот идеал он, без сомнения, стремился осуществить на прак тике. Поэтому и обращался к великим князьям Ивану III и Васи лию III с посланиями, в которых пытался внушить им соответству ющие воззрения на их власть, ее сущность, функции и т. п.
Отстаивая независимость церковной организации, Иосиф не считал, однако, что государственная власть должна быть поставле на на службу церкви. Его представление о взаимоотношениях госу дарства и церкви не укладывалось ни в принцип "царство выше священства", ни в прямо противоположный ему тезис "священство выше царства".
В своих посланиях Иосиф Волоцкий горячо проповедовал идею божественного происхождения верховной государственной влас ти. От Бога цари принимают скипетр царствия, от Бога получают в управление государство. "Сего ради слышите, Царие и Князи, и разумейте, — восклицал Иосиф, — яко от Бога дана бысть держа ва вам. Вас бо Бог в Себе место избра на земли и на Свой престол вознес посади, милость и живот положи у вас". При этом он отме чал, что сам носитель Богом данной царской власти остается подоб ным другим людям. "Царь убо естеством подобен есть всем челове ком, властию же подобен есть Вышнему Богу".
Признавая в своих сочинениях христианскую истину о том, что Богом устроена всякая власть, Иосиф все же не признавал боже ственного характера власти русских удельных князей. Это можно понять из следующего его признания: "И яз бил челом тому Госу-
Гл. 7. Политическая и правовая мысль Московского государства 143
дарю, который не точию Князю Феодору Борисовичу да архиепис копу Серапиону, да всем нам общий Государь, — ино всеа Рускиа земля Государем Государь, которого Господь Бог устроил в Свое место и посадил на царском престоле...".
Провозглашая власть Московского государя божественной по своему источнику, Иосиф Волоцкий не просто возвышал великого князя над удельными князьями. Он наделял великокняжескую власть особой сущностью, принципиально отличной от сущности любой другой светской власти. По словам Иосифа, Бог, посадив государя всей Русской земли на царский престол, "и суд и милость предаст ему и церковное и монастырское и всего православнаго христианства всея Русския земля власть и попечение вручил ему". Таким образом, Иосиф Волоцкий придавал верховной государ ственной власти на Руси, светской по своей сущности, церковный
характер.
В этом оцерковливании государственной власти он заходил на столько далеко, что смешивал светские законы с сугубо религи озными, христианскими установлениями. Данное смешение он следующим образом пояснял в своем "Просветителе": "Если свя тые отцы, бывшие на вселенских и поместных соборах и наставля емые святым и животворящим духом, расположили божественные правила, и законы, и слова святых отцов, и святые заповеди, кото рые от уст самого господа, то сами же святые отцы соединили в древности со всем этим и гражданские законы". В качестве приме ра Иосиф приводил "Номоканон", где, по его словам, "весьма силь но перемешались по божьему промыслу божественные правила с заповедями господними и изложенными святыми отцами, а также с самими гражданскими законами".
Провозглашение власти Московского государя божественной по своему источнику и придание этой светской власти характера вла сти церковной совсем не означало, что Иосиф Волоцкий был сто ронником неограниченной абсолютной монархии, стоящей над цер ковью. Напротив, все это ограничивало ее произвол достаточно стро гими рамками. Данные рамки не сводились к нормам светского за кона, они имели еще и религиозно-нравственное наполнение. Более того, пределы осуществления верховной государственной власти в русском обществе мыслились Иосифом Волоцким не столько пра вовыми, сколько религиозно-нравственными.
Заявляя, что "от вышнея Божия десницы поставлен еси Само держец и Государь всея Руси", Иосиф одновременно подчеркивал: "Глаголет бо Господь Бог пророком: аз воздвигох тя с правдою царя и приях тя за руку и укрепих тя" (курсив наш. — В. Т.). То есть царь ставится Богом на престол не один, а "с правдою". Он не просто царь, а держатель "правды" — высокого, Богом освященно го, нравственного начала в общественной жизни.
144 История политических и правовых учений
Царь есть Божий слуга, утверждал Иосиф. Бог ставит его на царство, возвышает над всеми не для удовлетворения своих эгоис тических желаний, но для исполнения особо важной для человечес кого общества миссии.
Русский государь — это, в представлении Иосифа Волоцкого, прежде всего хранитель православно-нравственных устоев обще ства, защитник его от всякого вреда душевного и телесного, от разлагающего воздействия злочестивых еретиков.
С еретиками и вероотступниками, т. е. губителями души, госу дарственная власть, считал Иосиф, должна поступать так же, как с убийцами — губителями тела, а именно: казнить их. Доказатель ству этого положения он посвятил отдельное сочинение, вошедшее в "Просветитель" в качестве 13-го слова. Его полное название дает вполне ясное представление о его содержании — "Слово против ереси новгородских еретиков, утверждающих, что не следует осуж дать ни еретика, ни вероотступника". Здесь же дано рассуждение, по божественному писанию, о том, что еретика и вероотступника не только осуждать, но и проклинать следует, а царям и князьям и судьям надлежит отправлять их в заточение и подвергать жесто ким казням. Таким образом, и в данном случае Иосиф Волоцкий возлагал на государственную власть церковную по своей сущности функцию.
Повествуя о священной миссии русского государя, о его Богом установленных обязанностях, о необходимых для исполнения этой миссии человеческих качествах, Иосиф Волоцкий вполне допускал возможность того, что человек, волей Бога посаженный на царский престол, окажется недостойным своей миссии и неспособным вы полнять Богом предписанные ему обязанности. Поэтому, настаивая на необходимости выказывать властям покорность и послушание ("вздавати властем покорение и послушание"), Иосиф отмечал, что следует поклоняться им и служить телом, а не душою, и возда вать им царскую честь, а не божественную ("подобае тем поклоня- тися и слузкити телесне, а не душевые, и вздавати им црьскую честь, а не божественную").
Такая служба, оставляя свободной душу, позволяла легко от казаться от повиновения властителю, не исполняющему предначер танной ему Богом миссии, предающему христианские заветы, при чиняющему людям зло. Иосиф Волоцкий прямо призывал не пови новаться такому нечестивому властителю. "Аще ли же есть царь, над человеки црьствуя, над собоюже имеет царьствующа скверныа страсти и грехи, сребролюбие же и гнев, лукавьство и неправду, гордость и ярость, злеиши же всех, .неверие и хулу, таковый царь не божий слуга, но диаволь, и не царь, но мучитель. Таковаго царя, лукавьства его ради, не наречет царем Господь Наш Исус Христос,
Гл. 7. Политическая и правовая мысль Московского государства 145
но лисом... И ты убо таковаго царя, или князя да не послушаеши, на нечестие и лукавьство приводяща тя, аще мучит, аще смертию претит. Сему свидетельствуют пророци и апостоли, и вси мучени- ци, иже от нечестивых царей убиени быша и поведению их не покоришися. Сице подобает служить царем и князем".
Особенно опасным для Русского государства Иосиф Волоцкий считал захват верховной власти в русском обществе иноплеменни ками. "Уже да не вскочит чюжий посетитель на стадо Христово, — молил он в одном из своих сочинений, — да не сядет уже к тому от иного племени на престоле Русского Царствия и да не преложит пределов, иже установлени суть от прежних наших Государей пра вославных, но да будет якоже и ныне".
Из содержания других сочинений Иосифа можно сделать вы вод, что под указанными пределами, установленными прежними русскими православными государями, он подразумевал прежде всего гарантии неприкосновенности церквей и монастырей. "А того ни в древних царех, ни в князех православных, ни в тамошних странах, ниже а нашей Рустей земли, — отмечал Иосиф в одном из своих посланий, — не бывало, что церкви божия и монастыри грабити... Иже аще кто явится... граблением и насилием отъимая... даемое Христови... повелевает наша власть тех огнем съжещи, дом же их святым божиим церквам вдати, их же обидеша... Аще ли и самый венецьносящей тоя ж вины последовати начнут... да будут прокля- ти в сии век и в будущий".
Придавая власти Русского государя церковный характер, Иосиф Волоцкий полагал при этом, что государь не волен распоряжаться имуществом церквей и монастырей.
В концентрированном виде представление Иосифа Волоцкого о существе верховной государственной власти в русском обществе, ее предназначении хорошо отражают следующие строки из напи санного им "Похвального слова Великому Князю Василию": "Уже к тому да не сетуем, уже к тому да не стужаем Божией славе, уже к тому да мятемся мыслию глаголя: кто потом удержит хоругви Русского Царствия, кто да соблюдет православных исполнение, кто поборет на безумныя, кто да уставит языческое стремление, кто да посрамит еретическое гнилословие, кто да управит исконное в оте честве его любопренное и гордынное о благородстве мятежное ша тание".
Примечательна в приведенных строках Иосифа Волоцкого и явно выраженная тревога за будущее Руси. Что вызывало в нем эту тревогу? Понимал ли Иосиф, что историческая судьба Русского государства возложила с его помощью на царя русского слишком тяжелую ношу, которую простой смертный, даже и обрамленный венцом Божественной власти, нести не в силах?
146 История политических и правовых учений
Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 955;