Геополитические концепции международных отношений
На рубеже XIX и XX вв. формируется новое направление в изучении мировой политики и международных отношений – геополитическое. Геополитика – это наука об условиях безопасности в мире и формирования мирового порядка, о взаимосвязи пространственных факторов и международных центров силы, о воздействии природных, технологических, социальных, демографических условий на роль государства в современном мире.В последнее время в сферу интересов геополитики вошел и «виртуальный» фактор мобильная связь и Интернет.
Геополитика возникла на фундаменте идей географического детерминизма, сформулированных еще в Древней Греции. Уже в Новое время на связь политики и географии обратил внимание французский мыслитель Жан Боден (1530 – 1596), который утверждал, что развитие суверенного государства прямо зависят от природных условий. Постепенно идеи географического детерминизма получили распространение в политической мысли не только Франции, но и других стран, например, Германии и России.
В своем развитии геополитика прошла несколько этапов, в каждом из которых доминировала какая-либо из национальных геополитических школ: германская, британская, североамериканская. Именно эти школы образовали, так называемый классический этап в истории геополитической мысли.
Так, например, германская геополитическая школа совершила переход от идей географического детерминизма к современности. Именно немецкий политический географ Ф.Ратцель (1844 – 1904) теоретически обосновал положение о том, что пространство – это не просто территория, занимаемая государством, а его политическая сила. Он же ввел понятие «жизненное пространство» и сформулировал законы экспансии, суть которых заключается в утверждении, что стремление к расширению территории, в первую очередь за счет более «культурно отсталых» стран, является неотъемлемой характеристикой любого крупного государства.
Идеи Ратцеля развил К.Хаусхофер (1869 – 1946). Он также видел главную движущую силу всякого государства в его стремлении к расширению жизненного пространства. Поэтому поглощение мелких государств более крупными в целях экономической самодостаточности, утверждал Хаусхофер, является объективной закономерностью, а не политическим произволом. Интересно, что будущее мировое устройство представлялось ему в виде нескольких регионов, в каждом из которых будет господствовать собственная идея объединения стран и народов (панидея). В связи с этим он полагал, что со временем мир будет поделен на пан-Америку во главе с США, великую Восточную Азию во главе с Японией и пан-Европу во главе с Германией.
В британской геополитической мысли заметную роль сыграло творчество Х.Макиндера (1861 – 1947) считавшего, что политическая мощь государства зависит от его географического положения и что материковая сердцевина Земли оказывает стратегическое влияние на происходящие политические процессы.
В геополитическую теорию Макиндер ввел понятие «Мировой остров» - сплошную часть суши, включающую Азию, Африку и Европу, окруженную со всех сторон Мировым океаном. Внутреннюю часть Евразии (Хартленд или Сердцевинная земля) геополитик считал «Осевым регионом истории», т.е. ключевой с политической точки зрения территорией. Содержание основной геополитической идеи Макиндера хорошо выражено в его знаменитой формуле: «Кто правит Восточной Европой – господствует над Хартлендом; кто правит Хартлендом – господствует над Мировым островом; кто правит Мировым островом – господствует над всем миром». Правда, потом он стал утверждать, что опорной точкой Земли является Северная Атлантика и потому страны, расположенные по ее побережью, смогут сбалансировать силу государства, доминирующего в Харленде. Эта концепция северного атлантизма предвосхитила создание в послевоенные годы НАТО.
Основателем американской геополитики стал адмирал А.Мэхэн (1840 – 1914), который считал, что главной составляющей геополитического потенциала государства является его военно-морская мощь. Последнее он определял по формуле «военный флот + торговый флот + военно-морские базы». Этот геополитик полагал необходимым отказаться от внешнеполитической «доктрины Монро», согласно которой США должны «самоизолироваться» от мировой политики, а, наоборот, в союзе с Великобританией, как крупнейшей морской державой, бороться за господство в Мировом океане, тем самым влияя на политические процессы практически во всем мире. Позже он включил в число предполагаемых союзников Германию и Японию, вместе с которыми США противостояли бы России и Китаю.
Последователь Мэхэна политолог Н.Спайкмен (1893 – 1943) пересмотрел выводы Макиндера относительно роли евразийского Хартленда в мировой политике. Действительным ключом к контролю над миром он относил евразийский пояс прибрежных территорий, который находится между Хартлендом и великим морским путем, идущим из Западной Европы в Японию через Северное и Балтийское моря, Атлантический океан, Средиземное и Красное моря, Индийский океан, прибрежные моря Дальнего Востока и заканчивающемся в Охотском море у берегов Японии. В эту территорию, названную Римлендом (крайней землей) ученый включил страны Западной и Центральной Европы, государства Ближненго и Среднего Востока, а также Индию, Тибет, Китай и страны Юго-Восточной Азии. В связи с этим Спайкмен заменил формулу Макиндера на формулу «Кто контролирует Римленд – господствует над Евразией; кто господствует над Евразией – контролирует судьбы мира».
Идеи Спайкмена были использованы в период «холодной войны», дав теоретические аргументы политической и военной стратегии США, в частности в вопросе размещения многочисленных американских военных баз по всей линии Римленда.
В целом геополитика классического периода была европоцентристской, носила всеконтинетальный и всеокеанский характер, а во главу угла она ставила борьбу за захват, освоение и удержание территории (отсюда войны за раздел и передел мира), но при этом она еще не стала универсальной и глобальной.
Современный этап истории геополитической мысли начинает свой отсчет с послевоенного переустройства мира. При этом она поменяла присущий ей ранее европоцентристский вид. Во-первых, геополитика стала учитывать всех акторов мировой политики, а не только великие европейские державы. Во-вторых, она стала увязывать воедино все государства и народы мира. Отличает современную геополитику и то, что она уже не решает задачу борьбы за захват определенной территории, считая достаточным контроль этой территории.
Но при всех изменениях в геополитических парадигмах, в их содержание по-прежнему включаются в качестве главных составляющих – геополитическая и военная стратегии. В этом плане под геополитической стратегией понимается определение места государства в мировой политике, а под военной – способ и цель подготовки, а также использования вооруженных сил в возможной войне за геополитические цели.
Геостратегия современных развитых стран имеет три уровня. Высший уровень геостратегии называется национальной стратегией, и включает в себя более низкие уровни стратегии в отдельных сферах и направлениях развития нации. Национальная стратегия определяет цели развития нации, обеспечивает эффективное использование духовных и материальных ресурсов, направляет нацию на достижение национальных целей.
Второй уровень геостратегии – это стратегия национальной безопасности или «большая стратегия», «оборонная стратегия», «стратегическая доктрина». Этот уровень включает в себя стратегии деятельности тех сфер, которые исключительно важны для национальной безопасности, т.е. для обеспечения приемлемых условий существования и развития нации.
Третий уровень геостратегии – военная стратегия, которая координирует только военные проблемы национальной безопасности, а именно: развитие военной промышленности и обеспечение Вооруженных сил боевой техникой, оружием, средствами связи, амуницией и т.д., боевую подготовку самих военнослужащих, боеготовность и боеспособность армии.
Вплоть до ХХ века определением геостратегии занимались высшие политические деятели (короли, императоры, канцлеры, премьер-министры и т.п.). Но сегодня функции составления стратегических, в т.ч. военных доктрин, а, следовательно, и формулирования национальных целей в основном перешли к аппарату высших должностных лиц, в частности, к профессиональным политологам, являющихся штатными и внештатными советниками главных государственных чиновников. Вообще демократии способствовала появлению политологов, создающих политические теории, концепции, стратегии и предлагающих их в виде книг или статей на рынке идей. Одни идеи таких «свободных» политологов через общественное мнение или личное общение с политиками составляют основу государственной стратегии, другие только влияют тем или иным образом на ее формирование, а идеи третьих так и не находят спроса, но остаются в истории политической мысли.
Поэтому чтобы понять направление и содержание национальной стратегии государства зачастую необходимо обращаться именно к работам политологов, а не только к официальным государственным документам.
9.5. Сущность и типология международных конфликтов.
Центральным вопросом теории международных отношений является проблема международных конфликтов. Международный конфликт – это непосредственное или косвенное столкновение интересов двух или нескольких сторон – субъектов конфликта (государств, групп государств, народов, политических движений) на основе существующих между ними противоречий объективного или субъективного характера. По своему происхождению эти противоречия и порожденные ими проблемы могут быть территориальными, национальными, религиозными, экономическими, военно-стратегическими, научно-техническими и т.д. Но в целом конфликт всегда принимает политическую форму, поскольку эти противоречия осознаются, и разрешаются государствами через механизм формирования и осуществления внешней политики.
Возникновение и развитие международного конфликта связано не только с объективными противоречиями, возникающими в отношениях между государствами, но и с такими субъективными факторами как внешняя политика самих государств. Конфликт вызывается, «подготавливается», разрешается именно сознательной целенаправленной внешней политикой государства, хотя при этом нельзя игнорировать и такие факторы как личная характеристика и качества причастных к принятию решений политических деятелей.
Политическая наука и практика знает различные типы и виды международных конфликтов. Наиболее часто в классификациях встречается разделение на симметричные и асимметричные конфликты. К симметричным относят такие конфликты, которые характеризуются примерно равной силой вовлеченных в них сторон. Асимметричные же конфликты – это конфликты с резким различием потенциала конфликтующих сторон.
Исследования международных конфликтов, их системно-структурных характеристик позволили определить целый ряд закономерности их функционирования. Так, в частности, нельзя рассматривать это явление как постоянное, поскольку в его развитии меняется степень и даже характер заинтересованности участников конфликта, число которых может расширяться или уменьшаться, а также происходить подмена одних непосредственных или косвенных сторон другими.
Много для понимания международного конфликта дает анализ последовательности меняющихся фаз его развития, что позволяет рассматривать конфликт как единый, но обладающий различными, хотя и взаимосвязанными сторонами, процесс. В этом анализе учитывается то, что фазы развития международного конфликта – это не произвольные, абстрактные отрезки времени, а реальная продолжительность развития событий, которая определяется столь же реальными причинами. С этой стороны в общем, виде конфликт делится на следующие фазы.
Первая фаза международного конфликта – принципиальное политическое отношение, которое сформировалось на основе объективных и субъективных противоречий, экономических и политических интересов сторон и соответствующие этому экономические, идеологические, правовые, военно-стратегические, дипломатические шаги, выраженные в более или менее острой конфликтной форме.
Вторая фаза – субъективное определение конфликтующими сторонами своих интересов, целей, стратегии и форм борьбы для разрешения возникших противоречий с учетом своего потенциала и возможностей применения мирных и немирных средств, использования внешних союзов и обязательств, а также оценка общей внутренней и международной ситуации. На этой фазе определяется, и даже частично реализуется, система взаимных практических действий, имеющих характер борьбы и сотрудничества, с целью разрешения противоречия в интересах той или другой стороны либо на основе компромисса между ними.
Третья фаза – использование конфликтующими сторонами широкого диапазона экономических, политических, идеологических, психологических, моральных, правовых, дипломатических и военных (но не в форме прямой вооруженной борьбы) средств, вовлечение других государств, в той или иной форме, в борьбу непосредственно конфликтующих сторон.
Четвертая фаза – нарастание борьбы до самого высокого политического уровня – международного политического кризиса, который может охватить непосредственных участников, государства данного региона, крупнейшие мировые державы, а в ряде случаев и весь мир. Эта фаза занимает особое место, так как ее опасность заключается в том, что вплотную подводит конфликтующие стороны к вооруженному столкновению. В этот период очень быстро меняется ситуация, возрастают активность и роль военных, которые вольно или невольно могут подтолкнуть участников конфликта к использованию силы.
Пятая фаза – международный вооруженный конфликт, начинающийся с ограниченного конфликта и способный развиваться до более высокого уровня вооруженной борьбы с применением современного оружия, вовлечением союзников и крупнейших мировых держав, расширением территории.
В теории и на практике существуют разные пути выхода из конфликтных ситуаций. В случае фазы вооруженной борьбы стороны стремятся к военной победе, и победитель навязывает побежденному свою волю. В этом случае конфликт прекращается, но в будущем он может возобновиться.
Мирное урегулирование конфликтов довольно широкое понятие, охватывающее несколько направлений мирного выхода из конфликтной ситуации.
Во-первых, это разрешение конфликта, т.е. деятельность по полному устранению его причин, которая, как правило, завершается подписанием соглашения о разрешении конфликта.
Во-вторых, это урегулирование конфликта, суть которого заключается в том, что глубинные причины конфликта полностью не устраняются, но его дальнейшее протекание ставится в определенные рамки, гарантирующие минимальный уровень безопасности для заинтересованных сторон. При этом оговариваются условия, при которых конфликт не будет развиваться по самому худшему сценарию, но в то же время возможность его полного разрешения откладывается на будущее.
В-третьих, это путь недопущения его вооруженной фазы. Если же военные действия начались, то третий вариант предполагает достижение соглашения о перемирии или хотя бы о прекращении огня. Заметим, что ввиду издержек и опасностей, которые влечет за собой вооруженная борьба, ее недопущение или прекращение само по себе представляет серьезное достижение.
Добавим, что любые мирные пути урегулирования конфликта требуют усилий всех вовлеченных в конфликтную ситуацию сторон, а также участия не втянутых в непосредственное столкновение государств или других акторов.
Мирное урегулирование в любом своем варианте предполагает ведение переговоров, процесс которого в условиях конфликта чрезвычайно сложен и обладает своей спецификой. В частности, переговорный процесс подразделяется на следующие этапы: этап подготовки к переговорам; этап изложения своих предложений и критики позиций противоположной стороны; этап перехода к дискуссии по основным вопросам повестки дня переговоров; финальный этап, когда переговоры либо завершаются принятием совместного решения или документа, либо окончательно заходят в тупик. В общем, виде переговоры выполняют следующий ряд важнейших функций: функцию совместного поиска решения проблемы; информационно-коммуникационную функцию; функцию решения какой-либо внутриполитической проблемы; пропагандистскую функцию.
Одной из важнейших предпосылок начала переговорного процесса является наличие переговорного пространства, т.е. ситуации, при которой теоретически возможно достижение какого-либо взаимоустраивающего результата на основе частичного совпадения позиций и взаимных уступок потенциальных участников переговоров. Если же переговорное пространство отсутствует, то следует искать иной выход из конфликтной ситуации или попытаться пересмотреть свои позиции, тем самым, формируя пространство заново.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Дайте определения понятиям "международные отношения", "международные политические отношения", "мировая политика".
2. Какие Вы знаете уровни в структуре международных отношений?
3. Какие с точки зрения политического реализма закономерности определяют действия государств как субъектов мировой политики?
4. Раскройте содержание понятия "геополитическая стратегия" и укажите ее уровни.
5. Что представляет собой международный конфликт, и на какие фазы он делится?
ТЕМА 10. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО МИРОВОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.
Дата добавления: 2016-02-27; просмотров: 1497;