Средневековые юристы
Находка в XI в. рукописей Дигест Юстиниана положила начало изучению римского права в университетах Северной Италии, а за тем в других городах Западной Европы. В XI—XII вв. в Болонье сложилась школа глоссаторов, изучавших и преподававших рим ское право ("глосса" — замечание, пояснение).
Г л 5. Политико-правовые учения в Зап. Европе в Средние века 77
В споре императоров и церкви легисты-глоссаторы выступали на стороне светской власти. Большинство легистов (юристов) утвер ждало, что народ передал императорам всю власть, которая неогра ниченна и наследственна. Ссылаясь на законы Римской империи, где воля императоров считалась высшим законом, легисты полага ли главным источником права законы, установленные светской влас тью императоров, королей, городов.
Аналогичные идеи с XIV в. обосновывали постглоссаторы, ком ментаторы, применявшие правила схоластической логики к обра ботке материала, собранного глоссаторами. Некоторые юристы Сред них веков считали свободу естественным правом, а рабство — по рождением насилия.
Наиболее видным постглоссатором был итальянский профессор Барто л де Саксоферрато (Bartolus de Saxoferrato; 1313 или 1314— 1357 гг.), по имени которого постглоссаторы назывались "барто- листы". Они продолжили развитие юридической науки, начало ко торой было положено глоссаторами. Глоссаторы и постглоссаторы не только изучали и преподавали букву римского права, но и стре мились обобщать и систематизировать правовые понятия, соеди нять или согласовывать основные положения римского права с по нятиями современного им канонического, городского, обычного пра ва. Однако применение к изучению права схоластических методов часто вело к бессодержательности и многословию комментаторов, отрыву их от практики исследования и реализации права.
Защита легистами независимости светской власти вызывала раздражение католической церкви, запретившей духовенству изу чение римского права, а также преподавание его в Парижском уни верситете. В противовес школам легистов в XII в. была создана школа канонистов, систематизировавших папские декреты и бул лы, решения церковных соборов, высказывания отцов церкви, по ложения Библии. Естественное право они отождествляли с Боже ственным законом, изложенным в священных книгах, а единствен ным источником человеческого права считали обычай. Канонисты одобряли старые решения синодов (IX в.), строго запрещавшие епис копам и аббатам наделять свободой рабов или посвящать их в ду ховный сан. Канонисты грозили анафемой тем, кто поощрял рабов к бегству или помогал беглым рабам.
Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 746;