Интегральное использование каналов познания
Интегральное существо человека проявляется и раскрывается в его
способностях отражать и анализировать мир с помощью интегрального
использования каналов познания. По Сорокину, всю окружающую нас
действительность можно представить в виде трех наиболее важных формах: 1)
эмпирически-чувственная форма - постигается нами либо с помощью органов
чувств, либо инструментов их дополняющих (разного рода приборов); 2)
рационально-умственная форма - познается главным образом разумом с помощью
логических операций; 3) сверхчувственно-сверхрациональная форма бытия -
постигается только посредством сверхчувственной и сверх-рациональной интуиции
или "божественного вдохновения", "вспышки озарения".
Все гениальные творения во всех областях культуры - религии, философии,
науки, эстетики - так или иначе были рождены и вдохновлялись интуицией,
милостью "высшего озарения". При этом ученый особо подчеркивает, что истина,
полученная при помощи интегрального использования чувства, разума и интуиции -
это "более полная и более ценная истина, нежели та, которая получена через один из
этих каналов... При интегральном использовании этих трех каналов познания они
дополняют друг друга и контролируют"4. В результате наше знание о
действительности представляет собой совокупный вклад ученых-эмпириков,
мыслителей-логиков, великих религиозных и нравственных деятелей, а также
представителей искусства.
Наконец, интегральное существо человека проявляется и в том, что он
является не только эмпирическим наблюдателем и экспериментатором,
рациональным мыслителем, но и активным участником создания творческого начала
во вселенной. Помимо неорганических и органических явлений, которые
существовали до появления человека, человек создал новую реальность -
суперорганический или культурный мир, имеющий компонент смысла. Именно
смысл, который придает человек неорганическим или органическим явлениям,
радикально меняет их ценность.
Для иллюстрации своего тезиса Сорокин приводит ряд конкретных примеров.
Так, кусок дешевой материи, прикрепленный к палке, благодаря своему смыслу
2 Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. - С. 159
3 Сорокин П. Главные тенденции нашего времени. М.: Институт социологии РАН, 1993. - С.
4 Сорокин П. Моя философия - интегрализм.- Социс, 1992, № 10. - С. 134
превращается в национальный флаг, символ чести нации, ради которого люди
жертвуют своей жизнью. Биологически и физически нет человеческих организмов,
которые были бы королями или героями, учеными или рабочими. В
социокультурном отношении абсолютный монарх обладает несравненно большей
силой, чем любой из его подданных, каким бы физически сильным он ни был. Все
эти и миллионы других смыслов появились благодаря созданному человеком
суперорганическому миру. Феномен становится социокультурным, в котором
компонент смысла накладывается на физический и биологический компоненты.
Культурный мир
Весь культурный мир Сорокин подразделяет на: 1) бесконечное множество
идеологических смыслов, выраженных в языке, науке, религии, философии,
искусстве; 2) образцы материальной культуры; 3) типы социокультурных личностей
(хозяев и рабов, католиков и протестантов, французов и американцев и т.д.) и
социокультурных групп (политических, экономических, профессиональных,
религиозных и т.д.); 4) образцы поведения, имеющих тот или иной набор смыслов
(церемонии, ритуалы, поступки).
Человек создал суперорганический мир. Теперь же этот мир посредством
вышеотмеченных идеологических, материальных, личностных и поведенческих
явлений формирует как личность каждого индивида, так и облик каждой социальной
группы.
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 612;