Высшая интегральная ценность
По Сорокину, среди смысловых ценностей суперорганического мира есть
одна высшая интегральная ценность - единство Истины, Красоты и Добра. Человек
весьма преуспел в добыче истины и в создании шедевров красоты. Однако за
последние четыре столетия, как считает социолог, творчество в области Добра резко
отстало от творческой деятельности в области Истины и Красоты. Человеку не
удалось обосновать эффективные пути и средства для своего морального
возвышения, для контроля своих бессознательных инстинктов и чувственных
вожделений, связанных с погоней за материальным благополучием, властью и
наслаждениями. Его судьба, по мнению социолога, в конечном счете, зависит ни от
ООН, всемирного правительства или торжества демократии, а от него самого - от
способности творить Добро, от "увеличения производства и аккумуляции
неэгоистической любви к человеку и человечеству".
Неэгоистическая творческая любовь, утверждает Сорокин, может положить
конец агрессивным нападениям индивидов и групп друг на друга; преобразовать
враждебные отношения в дружеские; может оказать воздействие на международную
политику и умиротворить конфликты.
Кроме того, неэгоистическая любовь необходима для физического, духовного
и нравственного здоровья человека. Опираясь на свои исследования, Сорокин
отмечает, что люди альтруисты живут дольше, чем эгоисты; дети, лишенные любви,
склонны к моральному уродству; любовь - сильнейшее средство против
политического радикализма, экстремизма, социальной аномии. Любовь способна
противостоять тенденциям к преступности, самоубийству, ненависти, психоневрозу.
Энергия любви, по Сорокину, проявляется как "бесконечный универсум,
который неистощим качественно и количественно". Из многих форм этой энергии
социолог особо выделяет космически-онтологический, биологический и
психологический ее аспекты5.
Фактор Доброты: возможность целей и средств, адекватных природе
Человека
По мнению Сорокина, известные до сих пор формы правления, будь то в
Америке или России, не принимали в расчет Доброту, энергию неэгоистической
любви, и потому "демократические режимы были почти столь же воинственными,
неустойчивыми, как и авторитарные режимы, и имели такой же высокий уровень
преступности"6.
При осуществлении той или иной политики в России никогда не ставился
вопрос о Доброте - прежде всего, вопрос о гуманности путей и средств
достижения поставленных целей, об их адекватности природе человека, об
"умиротворяющей и гармонизирующей функции любви", которая есть "наилучший
"гаситель" межчеловеческой агрессии, вражды и борьбы"7.
Из-за умаления и забвения фактора Доброты, сугубо прагматического подхода
к политическим преобразованиям, в стране никак не может сложиться механизм
согласования многообразных интересов. Изначально политика либеральных
демократов в России в 90-е годы была ориентирована на самые различные
прагматические цели - спекулятивную куплю-продажу, приватизацию,
ваучеризацию, сбор налогов и т.д. - но только не на то, чтобы новое взаимодействие
людей привело к собственно совершенствованию человеческих отношений.
Демократы-реформаторы, недооценивая важность Доброты, полагали, что
нигилистическое упразднение государственной авторитарной экономики,
политического господства одной партии автоматически создаст разумных и
свободных людей, разблокирует творческую энергию миллионов людей и они
станут готовыми к сотрудничеству в условиях рыночных отношений и соблюдения
прав человека. Однако, как показало провидение социолога и подтвердила жизнь,
"без любви все Билли о правах и все конституционные гарантии свободы есть пустая
фраза"8. Любые благие замыслы сами по себе вовсе не ведут к процветанию,
согласию, миру, если они не обеспечивают производство любви и Доброты, их
проникновение в социальные институты и культуры.
К сожалению, место Доброты у нас оказалось занятым завистью, ненавистью и
разрушительностью, что и привело общество в состояние кризиса и социального
беспорядка. И руководители, и руководимые стали жить по иррационально-
деструктивным принципам, подчас не осознавая того.
Вероятно, сорокинские прозрения, акцентирующие необходимость
человеческих отношений, пропитанных взаимной любовью, есть та панацея,
позволяющая стране вырваться из политически бунтарского поля, в котором она
оказалась несколько столетий назад, отойти от постоянного политического
противоборства. Следование установкам ученого на "Дух всеобщей дружбы,
симпатии и неэгоистической любви с взаимной помощью", возможно, позволило бы
выбрать принципиально новый, эффективный вектор политической стратегии, от
которой зависит реализация интегральной сущности человека в объективно сложных
5 Подробнее об этом см.: Сорокина. П. Главные тенденции нашего времени. М.: Институт
социологии РАН, 1993. - Глава 5
6 Сорокин П. Таинственная энергия любви.- Социс, 1991, № 8. - С.121
7 Там же. - С. 131
8 Сорокин П. Таинственная энергия любви.- Социс, 1991, № 9. - С. 150
реалиях - когда требуется согласование интересов между людьми в условиях
культурной, ценностной дифференциации, а также дефицита материальных и
духовных благ.
Для западного общества фактор Доброты в общественной и политической
жизни также имеет свою актуальность. Особенно это касается внешней политики
США, представлений ряда политических лидеров об "однополярном мире", в
котором должен доминировать миропорядок с "единственной сверхдержавой".
Отсюда следуют убеждения об особой роли США в поддержании международной
безопасности, урегулировании конфликтов, в процессах демократизации других
стран и т.д.
Именно Доброта, как считает Сорокин, является тем фактором, который
позволяет человеку выдвигать гуманные цели и использовать для их достижения
такие средства, которые адекватны его интегральной природе.
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 831;