П. Сорокин о реформировании общества в условиях его кризиса
Одним из первых, кто попытался ликвидировать противостояние между
структурными и интерпретивными парадигмами был российско-американский
социолог Питирим Александрович Сорокин, создавший так называемую
интегральную социологию. Социолог предложил изучать общество, его явления с
позиций как объективности социокультурных систем, находящихся в сложном
движении - по горизонтали, вертикали и в виде флуктуации (колебания от
оптимальной величины), так и с учетом субъективного фактора - сложной,
интегральной сущности самого человека, его ценностного мира.
П. Сорокин разработал свою теорию на основе синтеза представлений как
известных российских социологов - Л. Петражицкого, М. Ковалевского, Е. Де-
Роберти, так и западных - Э. Дюркгейма, М. Вебера. Вместе с тем, его теория -
принципиально новый взгляд на человека, цивилизацию, общество, суть которого
сам автор характеризовал как интегрализм11. Методологическая основа его
парадигмы включает в себя в качестве внутренних компонентов интуитивный,
эмпирический и рационалистический методы.
Питирим Александрович Сорокин (Sorokin) - выдающийся российско-
американский социолог XX столетия, создатель интегральной парадигмы, на
основании которой им были созданы теории социокультурных систем, социальной
стратификации и социальной мобильности, революции и реформ, знания и искусств
и др.
П. Сорокин родился 21 января 1889 г. в семье ремесленника, занимавшегося
церковно-реставрационными работами. Мальчик рано остался сиротой. Однако с
детства проявил необыкновенную тягу к знаниям, совмещая работу и образование.
После сдачи экстерном экзаменов на аттестат зрелости Сорокин поступает в
Психоневрологический, а затем в Петербургский университет, где встречается с
выдающимся социологом того времени М.М. Ковалевским, становится его
ассистентом и секретарем. Ещё студентом он в 1913 г. создает свой первый крупный
11 В литературе широко распространено мнение о качественно различных этапах в творчестве
Сорокина, согласно которому интегральная парадигма была обоснована лишь в конце жизни ученого,
в то время как многие работы, посвященные осмыслению тех или иных проблем российского и
других обществ, были написаны ранее и не имеют отношение к интегрализму. Бесспорно, это так,
если иметь в виду целостную парадигму в её завершенном виде. Но интегральная социология как
научная система интерпретаций и постижения мира с глубокой и всесторонней аргументацией была
сформулирована не в одночасье, не в одной-двух последних книгах. Те или иные стороны теорий
выкристаллизовывались уже в начале творческого пути ученого и далее им развивались и
конкретизировались в течение всей жизни.
труд "Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных
формах общественного поведения и морали".
Занятие наукой Сорокин совмещает с политической деятельностью, являясь
членом партии социалистов-революционеров, редактором её печатных органов.
Накануне Февральской революции 1917 г. Сорокин становится сподвижником
премьер-министра А. Керенского и в итоге оказывается в тюрьме. После
революционных событий Сорокин всецело отдает себя науке. В 1919 г. он создает
первый в России факультет социологии в Петроградском университете. Уже в
следующем году им выпускается в свет "Общедоступный учебник социологии" и
"Система социологии" в двух томах.
В 1922 г. Сорокин навсегда оставляет Россию - переезжает сначала в
Чехословакию, а затем в США. Вскоре он возглавил социологический факультет
Гарвардского университета. Здесь Сорокин публикует свои знаменитые работы
<Социология революции>, <Социальная и культурная динамика> в четырех томах,
<Кризис нашего времени> и многие другие.
Сорокин избирался президентом Американской социологической ассоциации.
Как и многие социологи, Сорокин был весьма нетерпим к мнениям своих
оппонентов и даже коллег. Особенно нелицеприятно он отзывался о Т. Парсонсе,
сменившего его на посту руководителя социологического факультета и
преобразовавшего его в факультет социальных отношений.
Среди других работ Сорокина, опубликованных ныне в России:
<Социологические теории современности>, <Человек. Цивилизация. Общество>,
<Человек и общество в условиях бедствия>, <Интегрализм - моя философия>, <Об
основных условиях возможности возрождения нашего народного хозяйства>,
<Причины войны и условия мира>, <Современное состояние России>, <Общие черты
и различия между Россией и США>, <Таинственная энергия любви>, <Долгий путь.
Автобиографический роман>.
Умер П. Сорокин 10 февраля 1968 года.
1. Человек как "удивительное интегральное существо"
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 741;