Основной закон истории
Опираясь на данное видение исторического процесса Сорокин обосновал, как
ему представлялось, "основной закон истории", согласно которому происходит
перманентная флуктуация (колебание от средних параметров) как социокультурных
суперсистем, так и обществ, равно, как их конкретных сфер: типы политики,
экономики, идеологии не являются постоянными и не развиваются по восходящей
линии, а непрерывно "качаются между полюсами тоталитаризма и строго свободных
режимов". Исходя из этого постулата, социолог прогнозировал, что с переходом от
чувственной культуры к новому интегральному циклу произойдет преодоление
нынешнего кризисного состояния, при котором невиданный расцвет науки,
технологий, образованности сочетается странным образом с войнами и
революциями, межчеловеческими раздорами и обесцениванием человеческой жизни.
Основной закон истории Сорокин применяет и при анализе современных ему
обществ. Чувственная форма социокультурной суперсистемы является, по
Сорокину, главной детерминантой современного общества, его образа жизни,
доминирующей ментальности и стремлений людей. Под воздействием флуктуации в
XX веке начался процесс дезинтеграции чувственных обществ, который так или
иначе охватил все страны мира. Нарушились механизмы социального контроля, ибо
произошла дезинтеграция моральных, правовых ценностей, которые управляли
поведением индивидов и социальных групп. Когда люди выходят из-под контроля
общепризнанных ценностей, они превращаются в существа, управляемые, главным
образом, бессознательными рефлексами и биосознательными регуляторами - своими
страстями и вожделениями. В этом социолог усматривал глубинные корни
индивидуализма и эгоизма, обострения борьбы за существование, превращения силы
в право и, наконец, - войн, революций, роста преступности, проявлений социальной
аномии. "Так это было во все великие переходные периоды, - отмечал Сорокин, - от
одного базисного социокультурного строя до другого; и так это происходит в
настоящем столетии. Заметная дезинтеграция чувственного порядка возбудила
взрывы первой и второй мировых войн, множество малых войн, кровопролитнейших
революций, мятежей, преступлений и насилия в их наихудших формах"10.
Цикл флуктуации
По Сорокину, процесс флуктуации социокультурной системы проходит через
ряд последовательных этапов: дезинтеграция - кризис - мобилизация сил - новый
социокультурный порядок.
Катаклизмы, по мнению социолога, являются последствиями дезинтеграции
чувственной культуры - моральных, правовых и других ценностей, которые прежде
контролировали поведение людей. Выход из-под их контроля приводит к тому, что
индивиды начинают, главным образом, руководствоваться своими биологическими
побуждениями, страстями и вожделениями. В этих условиях обостряется борьба за
существование, сила становится правом, революция и другие формы
межчеловеческих раздоров вспыхивают в беспрецедентном масштабе.
Сорокин особо рассматривает природу кризиса. Упадок происходит двумя
путями: (а) путем вырождения свободных институтов, ценностей и идеологии в
"принудительных и мошеннических монстров"; (в) путем растущего обесценивания
прежних институтов, ценностей и идеологий11. Конкретно это выражается в том, что
10 Сорокин П. Главные тенденции нашего времени.- С. 30
11 См.: Там же. - С. 50
на фоне торжественных деклараций равных прав всех граждан на жизнь, свободу,
поиски счастья в реальной жизни гигантски возрастает неравенство между
властными магнатами и зависимым "человеческим прахом"; что газеты, радио и
телевидение монопольно контролируются небольшой группой "властной элиты";
что принцип всеобщего избирательного права "в своей выхолощенной форме"
обеспечивает лишь "правительства политиканов, посредством политиканов и для
политиканов"12.
К счастью, замечает Сорокин, процесс дезинтеграции, как правило, вызывает
мобилизацию сил, которая не только борется с дезорганизацией, но также начинают
строить новый интегральный социокультурный порядок, который характеризуется
следующим образом. "Новый социополитический строй ставит целью построение
современного научного знания и аккумулированной мудрости человечества; он
вдохновляется не "борьбой за существование и взаимным соперничествам", но
духом всеобщей дружбы, симпатии и неэгоистической любви с взаимной помощью,
вытекающих из этих отношений"13.
Естественно, что новый социополитический строй предполагает и новые
тенденции в деятельности властных организаций самого разного толка -
правительств, деловых корпораций, профсоюзов и иных организаций. Здесь Сорокин
выделяет следующие "значительные тенденции". Возрастание роли ученых
экспертов в планировании, развитии, контроле и управлении правительственной
деятельности и политики. Многие из высших руководителей существующих
правительств и корпораций уже в значительной степени являются скорее
номинальными главами, чем самостоятельными политиками. Современные
государственные политические деятели, по мнению социолога, все более становятся
просто номинальными фигурами исполнителей "безмолвных приказов" науки и
технологии. Имеет место и тенденция, которая, предвещает окончательное увядание
правительств политиков, посредством политики и для политиков и их замещение
"правительствами ученых и экспертов". Развивая свою мысль, П. Сорокин отмечает,
что "хорошее правительство близкого будущего будет нуждаться в том, чтобы
каждый научный администратор успешно выполнял задачу интеграции узкого
знания во взаимодействии с учеными и мудрецами, и одновременно будет нуждаться
также в моральных руководителях, чтобы вести правительство в их служении только
целях добра, а не зла"14.
Можно сколь угодно критически оценивать деятельность нынешней власти в
России, однако, объективности ради, отметим, что отдельные черты тенденций
интегрального социокультурного порядка (приход во властные структуры ученых-
специалистов) просматриваются и у нас.
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 729;