Закон социального иллюзионизма
Сорокин обратил внимание и на то, что в особые периоды флуктуации
общества, его ценности и идеалы тоже флуктуируют. Причем колеблется не только
их качество, но изменяется и их сущность, и сам характер. Ценности и идеалы,
воспроизведенные в революционный период, как правило, иллюзорны.
Их анализ позволил социологу сформулировать "особый закон", названной
им "законом социального иллюзионизма". Сорокин приводит ряд лозунгов,
выдвинутых Февральской и Октябрьской революциями, сравнивает их с
действительностью по истечению 2-3 лет. Так, ставилась задача разрушить
социальную пирамиду неравенства, уничтожить эксплуататоров и эксплуатируемых.
Действительно, "кто был ничем, тот стал всем", но сама пирамида имущественного и
правового неравенства не исчезла - теперь у массы не стало даже формальных прав,
включая право на жизнь.
Добивались восьмичасового рабочего дня - теперь же под видом
"субботников" и "сверхурочных" рабочих заставляли работать по 12-14 часов, а
крестьяне 3-4 дня в неделю должны были отдать коммунистической "барщине",
выполняя "дровяную, сплавную, гужевую, подворную, строительную, хлебную,
молочную" и т.п. повинности.
Революциями была провозглашена свобода - совести, слова, печати, союзов,
собраний - получили то, что власть стала "учитывать и контролировать" все
стороны поведения и взаимоотношения людей: гражданам предписывалось, какой
профессией заниматься, где жить, что читать и писать, во что верить, что хвалить,
что порицать и т.д.
Провозглашался мир - на деле установился милитаризованный режим,
пронизывающий все стороны общества.
Декларировался принцип автономии народов - установилось невиданное при
царизме централизованное и бюрократизированное управление регионами.
Хотели уничтожить капитализм - разрушили средства производства и
обращения, а в конечном счете - хозяйство страны в целом. Вместо "хлеба" - голод
и вымирание, вместо "диктатуры пролетариата" - неограниченная тирания,
попирающая интересы рабочих и крестьян.
"Закон социального иллюзионизма" Сорокин обосновал в 20 - 30-е годы.
Будучи оторванными от достижения мировой социологической мысли, россиянам
потребовалось несколько десятилетий, чтобы начать понимать иллюзорность идей,
выдвинутых во все периоды радикальных перемен. Достаточно вспомнить заявления
В. Ленина о том, что сам приход большевиков к власти сделал враз страну "самой
демократической" в мире или Н. Хрущева о том, что нынешнее поколение будет
жить при коммунизме, или М. Горбачева - о предоставлении каждой семье
отдельной квартиры к 2000 году и т.д. В настоящее время большинство населения
осознает различие между декларируемыми политиками идеалами и реальной
19 Там же. - С. 188-189
действительностью. Хотя определенные слои, как правило, люди, искренне
воспринявшие в свое время революционные идеалы, продолжают связывать решение
современных проблем с верой-иллюзией в скорую и легкую материализацию
высоких и благородных идеалов.
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 894;