Детерминированность ментальности социокультурным фактором
20 Там же. - С. 161-162
При исследовании властно-политических отношений, П. Сорокин прежде
всего выделяет социокультурный аспект того или иного политического поведения
индивида и выдвигает тезис о социокультурной обусловленности его ментальности.
По мнению социолога, характер властных структур и политических
отношений, как определенных социокультурных феноменов, не может не
определяться культурой доминирующей суперсистемы. Именно она формирует
критерии того, что есть истина и что есть ложь политических отношений, от нее
зависит и характер менталитета людей, их свойство, стремление и образ жизни.
Поэтому невозможно искусственно внедрить властные структуры в общество, члены
которого, руководствуясь своими смыслами, ценностями и нормами, своими
критериями справедливости, не могут их принять и исповедовать, даже если людям
с другим менталитетом эти властные структуры представляются эталоном. "Дайте
группе дьяволов великолепную конституцию, - писал П. Сорокин, - и все же этим
не создадите из нее прекрасного общества. И наоборот, общество, состоящее из
талантливых и волевых лиц, неминуемо создаст и более совершенные формы
общежития"21.
Quot;Биологизирующая" роль революции
Сорокин отмечает, что революции, несмотря на побуждения самих
революционеров, изменяют поведение людей далеко не в лучшую сторону,
культивируя вражду, злобу, ненависть, разрушение, обман. Освободиться от этих
явлений никому не дано, они неизбежны ибо революции "биологизируют"
поведение людей. Правда, замечает социолог, в революции есть и жертвенность, и
подвижничество, и героизм. Но "эти явления - достояние единиц, а не масс", их роль
ничтожна сравнительно с "биологизирующей" и "криминализирующей" ролью
революции. Для аргументации своего тезиса Сорокин ссылается на статистические
данные.
Таблица 3. Динамика преступности в Москве22
Группы преступлени 1914 г. (коэффициент
принят за 100)
Гг.
Кражи 100 315
Вооруженный грабеж 100 28500
Простой грабеж 100 800
Покушение на убийство 100 1060
Мошенничество 100 370
"Закон позитивной и негативной поляризации"
Означает ли, что общество, оказавшееся в кризисе, будет и далее продолжать
воспроизводить силы, способствующие социальной аномии, обрекая себя на
самоуничтожение? Нет, не означает, хотя гибель общества, по Сорокину, в принципе
не исключена.
21 Там же. - С. 188
22 Сорокин П. Современное состояние России. - Новый мир, 1992, № 5. - С. 170
Возможность выхода общества из кризиса социолог связывал прежде всего с
интегральной сущностью человека. Проделав анализ поведения индивидов в
кризисные периоды как в России, так и в других странах, социолог его типизировал
согласно закону, названного им "законом позитивной и негативной поляризации".
По этому закону, во время кризисов люди не ведут себя однозначно: одна часть
общества становится более склонной к социальной аномии (негативный полюс), а
другая - к моральному совершенствованию и религиозности (позитивный полюс ). В
зависимости от типа личности, превалирования биологического или социального,
индивиды тяготеют либо к одному полюсу либо к другому. Примерами "негативной
поляризации" может быть рост эгоизма и самоубийств, ожесточения, тупая
покорность судьбе, криминальные деяния и т.д. "Позитивная поляризация", по
Сорокину, проявляется в росте творческих усилий и альтруизма, в жизни по
моральным заповедям, увеличении неинституализированной религиозности,
возникновении и развитии пацифистских и насильственных ассоциаций, во
взаимном проникновении и интеграции разных мировоззренческих ориентаций.
Результат "эпохальной борьбы" между силами "позитивной" и "негативной
поляризации", считает Сорокин, никто "не в состоянии предсказать с
уверенностью". Однако тенденция, по мнению ученого, оптимистическая: "Хотя
силы негативной поляризации кажутся еще превалирующими, тем не менее силы
позитивной поляризации обнаруживают уже заметную способность для
сдерживания и уменьшения гибельных действий сил нерелигиозности и
деморализации"23.
Человек не может пассивно созерцать эти процессы, как считает Сорокин.
Сообразно своему историческому предназначению - творить Истину, Красоту и
Добро - он должен предпринять попытки трансформировать общество.
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 530;