Радикальные изменения в ментальности

Зашатались традиционные религиозные ценности. Первые социологи, многие

из которых были выходцами из религиозных семей, полагали, что ими создаваемая

новая наука могла бы выполнять функции религии, служить нравственным целям

через утверждение в сознании людей четких жизненных ориентиров.

Принципиально новую роль в жизни общества стали играть науки. Они

институционализируются посредством повсеместного создания университетов и

колледжей. Возникает представление, что с помощью наук люди могут

контролировать мир и даже управлять им. Особую популярность приобретают

естественные науки - физика, биология, химия. Благодаря открытиям ученых-

естествоиспытателей расшатываются метафизические представления о мире.

Отнюдь не случайно при своем зарождении социология строилась в противовес

метафизики и по образу и подобию естественных наук.

Мировосприятие, прежде всего у ученых становится иным. Лучшие

мыслители того времени задались вопросами, почему приход идеалов всеобщей

свободы и равенства был столь драматичен, почему прогресс науки и техники,

зарождение просвещенного общества в противовес дикости и варварству

сопровождаются столь грубыми межличностными раздорами? Вопросы озадачили

ученых и тем, что на фоне выдающихся успехов в естествознании выявилась

очевидная неспособность познания собственно человеческого общества, у которого

обнаружились невиданные ранее несовершенства. Никто не мог дать

вразумительных, аргументированных объяснений тому, что ещё принесет развитие

фабричной системы, начавшаяся борьба за передел власти, изменения в образе

жизни и поведении людей. Кроме того, обрело институционализацию право на

религиозное и политическое несогласие.

Так возникла объективная потребность в обосновании принципиально новых

подходов к изучению общества, его структур, социальных групп и его членов.

Практически все мыслители того времени критиковали нарождавшийся

строй, предпринимали попытки как-то объяснить катаклизмы и на этой основе

предвосхитить характер будущего общества. Но они принципиально разошлись в

предлагаемых методах постижения истины и средствах движения к справедливому,

гуманному общественному устройству.

По существу, выделилось три подхода. Представители первого ратовали за

возвращение к относительно спокойному феодальному прошлому, полагая, что

порядок, основанный на наследственной власти, жестком механизме

регулирования поведения людей с помощью религиозных представлений и

традиций лучше хаоса и дезорганизации, в котором оказалось общество. Однако

большинство мыслителей считало, что такой возврат просто невозможен.

Второй подход составили разнообразные социалистические теории. Сен-

Симон, Ф. Фурье, Р. Оуэн и другие стали предлагать умозрительные проекты

преобразования общества, основанные на социальном идеале, полагая, что для их

реализации достаточно убедить правителей прекратить межчеловеческие раздоры и

принять их "самый справедливый" способ обустройства жизни.

Третий подход образовал собственно основоположник социологии - О. Конт.

Ученый сделал ставку на создании теории, основанной на эмпирических

исследованиях реального общественного бытия, пытаясь выявить законы его

развития, найти как причины возникновения деструктивных сил, раздоров и

несправедливости, так и факторы порядка и прогресса, зарождения идеалов

свободы и справедливости.








Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 586;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.