Науки о жизни и их место в естествознании.
Кроме физико-математических дисциплин естествознание Нового времени было представлено и другими науками. Безусловное оживление наблюдалось среди химии и биологических дисциплин.
Успехи медицины, анатомии и физиологии.В XVI в. бурный расцвет переживали анатомические исследования. Большая группа ученых пересматривала старую картину. Если древнеримский медик Гален (129-200) утверждал, что кровь протекает из правого желудочка сердца в левый через мембрану, то это традиционное мнение оспорил профессор Падуанского университета А. Везалий (1514-1564). Профессор анатомии А. Чезальпино доказал, что вопреки доктрине Галена кровеносные сосуды берут свое начало не от печени, а от сердца. 3. Коломбо выдвинул гипотезу, что дыхание, скорее – процесс очищения крови, а не процесс охлаждения. Поставил точку в пересмотре галеновой традиции английский ученый У. Гарвей. Его теория кровообращения содержала механистическую модель: сердце – насос, вены и артерии – трубы, кровь – жидкость, движущаяся под давлением. Вот почему Гарвей не согласился с предположением французского врача Ж.Фернеля. Анатомируя трупы, последний увидел, что артерии и левый желудочек сердца пусты и в своей книге заявил, что эти пространства заполнял «жизненный дух», исчезнувший со смертью человека. Критикуя этот домысел, Гарвей обратился не только к эмпирическому опыту, но и использовал материалистические доводы. Все это существенно повлияло на мировоззрение Декарта и через него определило механицистскую программу в биологии. Теория кровообращения получила дальнейшее развитие благодаря микроскопу. Модель Гарвея предсказала существование капиллярных сосудов между артериями и венами. В 1661 г. с помощью микроскопа М. Мальпиги обнаружил кровь в капиллярах легких лягушки. Вливая подкрашенные жидкости в жидкий воск, Р. Бойль установил направление капилляров.
Опровержение идеи самозарождения.XVII в. нанес серьезный удар еще одной древней идее. Речь идет о концепции самозарождения, согласно которой, если из продуктов гниения и разложения возникают черви, стало быть, неживое вещество способно порождать жизнь. Итальянский ученый Ф. Реди (1626-1698) выступил с критикой такой теории. Проведя простые опыты (рыба и мясо в двух сосудах; один — открыт, другой — закрыт), он установил, что мухи переносят личинки, из которых рождаются черви. Глобальный вывод о том, что живое возникает из живого, сделали биологи XIX в.
Живое отличается от неживого.Ученые XVIII в. исходили из противопоставления живой (органической) природы мертвой (неорганической). Такое подразделение впервые четко сформулировал в 1778 г. французский натуралист Ж. Бюффон и оно стало традиционным. По мнению другого французского исследователя Ж.Б. Ламарка, «между телами неорганическими и живыми существует глубокий разрыв, который не позволяет их поместить в единый ряд и свидетельствует о том, что по своему происхождению эти тела резко отличаются друг от друга». Типичное объяснение давал креационизм: сотворив весь тварный мир, Бог наделил живое особой жизненной силой. Другим вариантом религиозной концепции была теология. Здесь подчеркивается целесообразность жизни как реализация божественного замысла и проявление сверхъестественного целевого плана. Такими были взгляды английского естествоиспытателя Ч. Ляйеля (ХIХ в.).
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 869;