Социокультурные черты.
Универсализация буржуазного образа жизни.В конце XVIII в. происходит великая французская революция, присоединившая Францию к буржуазному порядку. В экономике Европы и США дух капитализма становится нормой. Паровая машина знаменует начало промышленной революции. Массы крестьян превращаются в пролетариев-основную социальную силу индустриализации. Юная демократическая власть учится регулировать острые классовые конфликты.
Просвещение как культ разума.Радикальные сдвиги происходят и в сознании людей. В XVII в. массовое сознание продолжало ещё жить традицией, где господствовала христианская вера. Ставку на силы разума делал узкий круг элиты – философы, мыслители, политические деятели, представители искусства, учёные. В XVIII в. группа носителей разума стремительно расширяется и становится важной социальной силой.
Феномен атеизма: материалисты критикуют религию.Возвышение разума вызвало усиление критического начала. Его предметом становится широкий круг традиционных устоев. Главный удар наносится по феодальному порядку и церкви. Впервые в истории культуры религия оказалась в положении того, что остро, открыто и аргументировано отвергается. Лидерами этих атак были французские философы: П. Бейль, Д. Дидро и др. Свои атаки на религию они вели с позиции натурализма и материализма, где Богу решительно отказывалось в существовании. Фронт французского атеизма был расширен за счёт силы искусства. Свой литературный гений Вольтер направил против христианских верований и авторитетов церкви, призывая «раздавить гадину».
Философский разум начинает критику метафизических систем. Со времён Аристотеля первой частью философского учения традиционно выступала онтология или метафизика. Здесь шла речь о мировой сущности и об универсальном устройстве внешнего мира (бытие, движение, причинность и т.п.). Средневековье закрепило эту схему, введя тематику Бога. Возрождение и Новое время выдвинули на первый план антропологию и теорию познания. Становление экспериментального естествознания актуализировало в философском корпусе методологию науки. Экспансия науки в познание природы и человека создало иллюзию ухода внешнего мира из предмета философии. Данная тенденция не могла не отразиться на умонастроениях философов. Приоритет онтологии начинает падать в мнениях некоторых мыслителей и ярким выразителем такого нигилизма стал И. Кант. Хотя и после него возникли классические системы метафизики (Г. Гегель).
Масонские общества, модные салоны пропагандируют идеи Просвещения.Свои взгляды просветители стремились распространять всеми возможными способами. Важной трибуной стали национальные академии наук, число которых в XVIII в. значительно выросло. Другим эффективным каналом выступили масонские общества, мода на которые сделала их весьма популярными среди интеллигенции и правящей элиты. Масонами были Вольтер, Дидро, Гёте, Б. Франклин и др. Организация средневековых каменщиков была возрождена для объединения просветителей и пропаганды их идей.
Просветительская культура распространялась и с помощью салонов. Эту форму породил Париж. Особняки некоторых аристократов и интеллектуалов стали местом регулярных встреч, бесед, обменов мнений известных философов, писателей, учёных и других личностей с оригинальным опытом культуры. Через салоны произошло вхождение женщин в высокую культуру и науку. Именно, в салонах наука стала явлением моды. Любопытные интеллектуалы не только знакомились с идеями научных мемуаров и новыми открытиями, нередко они сами участвовали в проведении опытов. На рубеже XVIII и XIX вв. в парижских салонах возникла мода на медицинские опыты. Случались такие дни, когда в моргах не хватало трупов для массовых вивисекций.
«Энциклопедия» - новый союз философии, науки, техники и искусства.Ярким явлением просвещенческой культуры стала французская «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел» (1751-1772). Ёе статьи, составившие 17 томов текста и 11 томов иллюстраций, были написаны выдающимися личностями, многие из которых сочетали в себе философа и учёного: Ж. Д’Аламбер (1717-1783), Д. Дидро (1713-1784) и др. Шумный издательский успех показал, что семена Просвещения попали на широкую социальную почву.
Начало профессионализации науки.Нововременная наука была представлена университетскими преподавателями и любителями типа Р. Бойля и П. Ферма. К началу XIX в. положение дел начинает меняться. Главной причиной перемен была промышленная революция, где чётко обозначилась тенденция – разработка техники на основе научных знаний. Такая сложная и систематическая деятельность требовала профессионального статуса как учёного, так и инженера. Соответственно стали складываться определённые социальные формы. В Германии, а затем в других странах возникли научные лаборатории (химическая лаборатория Ю. Либиха), работающие на заказы промышленных фирм. Приобретение приборов, оборудования и заработная плата сотрудников – всё это финансировалось бизнесом. Профессионализация научного естествознания оказала влияние и на школу. В университетах стали углубляться дисциплинарная специализация обучения и усиливаться прикладные аспекты теоретических курсов. Знаковым явлением можно считать открытие в Париже Политехнической школы.
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 881;