Разветвления священных степеней
Диаконы – архидиаконы, вторые диаконы;
Пресвитеры – архипресвитеры, вторые пресвитеры;
Епископы – митрополиты, архиепископы, экзархи, примасы.
Епископ - главная фигура в Церкви. Он совершает практически все таинства. Пресвитеры имеют на это право, но делают это не часто. Даже проповедовать было не принято в присутствии епископа. Первое исключение из этого правила было сделано для блж. Августина. Все епископы равны по благодати, но в церковном управлении есть подразделения: хорепископ, епископ, митрополит, экзарх, патриарх (см. следующую главу).
Епископ, вообще, носитель не только высшего церковного сана, но и привилегий, которые предоставляет государство Церкви. Пастырь душ становится на положение важного государственного чиновника. Перед ним склоняются даже царственные особы. Употребляются титулы с превосходными степенями: «боголюбезнейший», «святейший». Однажды при имп. Констанции епископы прибыли на поклон к императрице, а епископ-полуарианин Леонтий Трипольский не пришел. За ним послали, и императрица обещала даже дать денег на строительство церкви. Леонтий ответил: «Это можешь сделать для спасения души своей, а если желаешь почтить мой сан, то должна сойти со своего места и принять благословение!» Императрица жаловалась императору, но тот одобрил прямоту епископа.
Епископы - благотворители, они выкупают пленных, даже продавая церковные сосуды. Василий Великий лично ухаживал за прокаженными больными; Иоанн Златоуст, оставаясь простым в придворной обстановке, кормил ежедневно до 7000 человек. Амвросий Медиоланский нисходит до последнего бедняка; папа Григорий Великий, узнав, что бедняк умер от голода, наложил на себя 40-дневный пост, считая себя виновным в этом. Епископы окружены любовью народа. Даже если их осуждают, то до последнего момента низложения именуют «боголюбезнейший и священнейший епископ».
Влияние епископа тем не менее ограничивалось по разным причинам. Во-первых, государство желало видеть на кафедрах угодных епископов, поэтому старалось оказывать влияние на выборы епископов. Однако, право выбора всегда было у народа, особенно на Западе. Причем подача голосов «за» или «против» кандидата продолжалась до момента рукоположения. И любой человек на призыв: «Повелите!» мог возразить и остановить хиротонию, правда, необходимо было обосновать свои обвинения перед всеми. В отдельной епархии епископ выбирается народом. Митрополита выбирают епископы области. Для поставления уже выбранного епископа в отдельной епархии также собираются соседние епископы.
В первые века епископы не имели материальной заинтересованности, напротив, в епископы выбирают обычно уже пожилых людей, скопивших состояние, чтобы в случае нужды они могли прокормить, поддержать материально членов своей общины. Благотворить, вообще, почетная обязанность епископа. Так, Киприан Карфагенский был состоятельным человеком. Во время гонений он скрылся, а средства использовал для помощи пастве. Скрылся же, чтоб не лишить общину главы.
В первые века епископу не полагалось никакого жалования от общины. В случае не имения средств, епископ жил на «взносы для бедных». В 3-м веке еретики монархиане определили своему епископу жалование. Это вызвало скандал. На епископа показывали пальцем: «Вот епископ, получающий зарплату!»
В случае гонений, епископ был первым кандидатом на мученичество. Скрывающимся потом приходилось объяснять, почему они покинули свой пост, как например, тому же Киприану Карфагенскому. Т.о. желающих епископствовать было мало, а выборы были просты.
В 4-м веке ситуация меняется, злоупотребления усиливаются. Появляются люди, которые ищут сан епископа из корысти, у которых высокие покровители. На выборах т.о., начинают кипеть страсти, и тогда Церковь ограничивает круг лиц, претендующих на кафедру:
- епископ должен быть местным;
- запрещается перемещение по кафедрам;
- избрание епископов поручается не всем, а некоторым делегатам: почтенным людям, трезвомыслящим и отвечающим перед обществом.
Все эти постановления вызваны беспорядками, которые возникали при выборах, когда спокойному порядку противостояла «охлократия» (власть толпы). Было просто правилом выкрикивать имена ставленников.
Например, в 366 г. умер папа Либерий. Его приемником 2 партии поставили своих кандидатов: Дамаса – дамасиане, и Урсина - урсиниане. Между партиями происходит столкновение, начинается мятеж. Префект Ювентий не справился с бунтом. Полицию вытеснили из города. Дамасиане пригласили на помощь квадригариев (управляющих колесницами в цирке). Вскоре, через месяц противостояния, урсиниане захватили базилику. Дамасиане сначала хотели их там сжечь, но, затем, ворвались внутрь и устроили там побоище. Погибло около 150 человек. Окончательно справились с бунтом только подоспевшие войска. Многие миряне и клирики как зачинщики бунта были казнены. Это, конечно, самый ужасный, но не единственный пример:
418 г. - мятеж после смерти папы Зосимы;
499 г. - мятеж после смерти Анастасия II;
530 г. - мятеж после смерти Феликса IV.
На Востоке была еще более мрачная картина. Здесь всегда сталкиваются интересы нескольких партий: своих кандидатов выдвигают и православные и еретики. В 345 г. в Константинополе разразилась борьба между Православными (Павел) и арианами (Македоний). Поставили Македония, при хиротонии погибло более 3000 чел. по причине давки и бунта.
Гражданская власть на Западе чаще вмешивалась в выборы только как блюстительница порядка. На Востоке государственная власть очень рано стала стремиться к контролю над выборами. Констанций низложил патриарха Павла, которого в 338 г. избрали без его ведома. По той же причине был низложен и Македоний. Имп. Феодосий Великий потребовал список кандидатов на кафедру, и избрал последнего из списка – Нектария, который был даже не крещен.
Случалось, что император, чтобы избежать политической борьбы за кафедру, объявлял себя «голосом народа»; конечно, на самом деле имел место чистый произвол. Например, свт. Иоанн Златоуст стал еп. Константинополя согласно приказу: «Доставить пресвитера Иоанна из Антиохии в Константинополь!» (иначе паства его не отпустила бы). Префект, ничего не сказав, пригласил Златоуста в колесницу, а на ближайшей станции передал его конвою. Хотя поставление кандидата с другой области в то время уже было нарушением правил.
В 427 г., по смерти п. Сисинния, началась борьба за столичную кафедру между Проклом и Филиппом. При дворе решили пригласить Нестория из Антиохии, чтобы сохранить мир.
Необычайно сильное влияние государства на епископат было при имп. Анастасии. Он устранил неугодного ему Евфимия и возвел Македония (496 г.), затем убрал Македония и возвел Тимофея (511). Имп. Юстиниан назначал епископов даже на римскую кафедру. Ставленниками Византии были, например, еретики - папы Вигилий (540) и Пелагий (555).
Еще один момент: епископским саном начинают наказывать. Это становится легкой формой каторги для политически неблагонадежных людей (и вообще перевод в клир). Случалось, что т.о. спасались от казни. С 444 г. по 780 г. в истории известно 16 таких случаев, в т.ч. несколько бывших императоров - Авит, Гликерий, кесарь Василиск и др. Далее, в 8 веке практика ужесточается: теперь уже насильно постригают в монашество, предварительно оскопив.
Избрание: Если в первые века имела место охлократия, то с 4-го века большую роль играют деньги и императоры. Император оказывал влияние, а то и прямо назначал на важнейшие кафедры, а кандидаты старались показать себя: устраивали обеды и т.п.
Лаодинийский собор 13 правилом постановил «не избирать епископа народным толпам», т.к. такие избрания были ненадежными; епископ мог оказаться просто случайным человеком. Сама охлократия с ее выкриками есть скорее следствие произвола властей и партий. Люди стараются избирать «своих» кандидатов, тех, кто нравится народу.
Имели место случаи передачи кафедр по завещанию: например, еп. Александр Александрийский передал кафедру Афанасию Великому. Случалось, что передача кафедры была и не столь удачной. На западе такой порядок вообще отвергался как незаконный. Григорий Назианзин считал, что избирать епископа должны клир и монахи, миряне же допускаться не должны. Т.е. возобладала тенденция к сужению круга избирателей.
Имп. Юстиниан устранил мирян от избрания. Задача клира и почетных граждан назвать трех кандидатов, а уже митрополит укажет достойного. На западе 2-й Арльский собор 452 г. постановил, чтобы епископы назначали 3-х кандидатов, а из них клир и народ избирал одного.
При таком способе избрания епископ не близок своей пастве, он не имеет поддержки большинства. Епископ или назначен начальством, или продвинут финансовыми олигархами. Это влияет и на нравственное состояние епископата, а значит, и на его авторитет. Однако, даже в этой ситуации были истинные пастыри.
О Пресвитерах.
Прежде всего необходимо отметить, что понятия «община» (приход) и «поместная церковь» в 4-5 вв. полностью совпадали. Во главе общины всегда епископ. Чаще всего центр такой епархии - город, а деревенские жители, члены этой общины, приходят туда по воскресным дням. Если же в какой-либо местности количество верных увеличивалось, то образовывалась новая поместная церковь с епископом во главе. Если же верных в населенных пунктах было очень много, то происходило следующим образом (на примере Рима): епископ служит в кафедральном соборе полный чин литургии, а пресвитеры - в приходских церквах - служат «усеченную» литургию без освящения даров. Дары же потом приносит аколуф из кафедрального собора. Делается это с целью сохранения единства Церкви.
В отличие от младшего клира, который был назначаем, а также в отличие от диаконов, про которых неизвестно, как их поставляли, о пресвитерах известно точно, что их выбирали в 4-5 вв. На любом приходе служит клирик, принадлежащий кафедральной церкви. К приходу он просто «прикомандирован». Поэтому в выборах участвует вся церковь, т.е. все приходы, т.к. еще не известно на какой из них попадет рукоположенный пресвитер. Т.о. Церковь была единой общиной, состоящей из нескольких приходов с центром в кафедральной церкви. Доходы поступали в центр и равномерно распределялись по приходам, поэтому при командировке на приход для пресвитера не было и материальных интересов. Выборы проходили шумно, случались нападки на епископа. Приводились аргументы, далекие от церковного духа, - богатство, знаменитость, переход от еретиков (если не рукоположат, то может уйти обратно).
Пресвитер всегда выше диакона, он - совершитель тайн, диакон – только раздаятель, крестит всегда пресвитер, диакон только в порядке исключения. Пресвитер исповедует, диакон только в смертельной опасности.
Иерархия в чинах строго соблюдалась при богослужении. Так, в VI веке, при низких еще алтарных преградах, можно было из храма хорошо видеть центральное высокое седалище епископа на горнем месте, сбоку от него и ниже – седалища пресвитеров, диаконы стоят пред лицом епископа (они не пользуются правом церковного седалища). На ступенях алтаря сидят иподьяконы, чтецы. Т.е. пресвитеры имели преимущество чести перед диаконами, но на самом деле положение диакона в жизни Церкви было очень значительно. Во-первых диаконов было мало (всего 7 на всю церковь - такая традиция долго сохранялась). Количество 7 (диаконов) оговаривал еще Неокесарийский собор. Но Трульский собор 692 г. отменил эту традицию (16 правило). Во-вторых - диакон это правая рука епископа.Диакон отражает свет епископа. Часто они хранители сокровищ, распределители милостыни. И были случаи, что диаконы превосходили пресвитеров. Так, блаженный Иероним говорит, что римские диаконы сидели в присутствии пресвитеров и, даже, преподавали им благословение. Никейский собор одним из правил запрещает диаконам причащаться ранее епископа и запрещает диаконам преподавать св. Тайны пресвитерам, или садиться среди них.
Должность архидьякона впервые носит Цецилиан Карфагенский, также был в этой должности Афанасий Великий. Авва Евагрий состоял архидьяконом при Григории Назианзине (Богослове), Серапион - при Иоанне Златоусте. Это помощники епископов, люди близкие к ним. Архидьякон - постоянный спутник епископа, даже до смерти: так архидьякон Лаврентий, мученик, последовал за своим еп. Сикстом на казнь. Архидьякон может представлять епископа на соборе и быть посредником в его отношениях с другими епископами, т.к. он в курсе всех дел своего владыки. Если же другие епископы подчинены тому, чьим представителем является архидьякон, то он может быть и ревизором.
Никейский собор (325г.) дает архидьяконам право суда над диаконами, вплоть до отлучения. Более того: архидьякон свидетельствовал непорочность жизни ставленника, перед его рукоположением.
Историки сообщают, что архидьяконы знаменитых и почитаемых епископов свысока смотрели на прочих епископов: так Серапион, архидиакон Иоанна Златоуста однажды прошел мимо епископа, и не поклонился: тот жаловался. А Серапион оправдывался тем, что не заметил владыку. Архидьякон выговаривал Иве Эдесскому, что вино для Евхаристии подают дурное, а за стол - лучшее.
Особенно значителен Римский архидиакон. Когда Феодорит Киррский писал папе Льву Великому, то не забыл обратиться и к архидьякону, чтобы тот «повлиял». Сам же папа Лев был в свое время архидиаконом при папе Целистине. И именно к нему писал Кирилл Александрийский. Архидиаконы, как правило, первые кандидаты на кафедру, т.к. хорошо осведомлены о всех делах. Блж. Иероним даже писал: «Диакона считают оскорблением, если их производят во пресвитера».
Вторые диаконы впервые упоминаются при имп. Валенте, затем в актах Эфесского собора. В 4-м веке установилась достаточно четкая иерархия. Архидьякон - главный над дьяконами, а архипресвитер - главный над пресвитерами. Блж. Иероним говорит, что степени эти были выборные, и в каждой церкви было только по одному архидьякону и архипресвитеру. Решающий голос при выборе был у епископа. Архипресвитер служил посредником при раздаче милостыни, распределял пособия, замещал епископа во время его отсутствия.
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 751;