Условия вступления в клир.
Существовали 2 условия:
- образованность,
- нравственная жизнь.
Значение образованности значительно возрастает в период догматических споров. Священник должен быть компетентен, должен разбираться в этих вопросах. Однако состояние христианских школ было неудовлетворительным, и не всегда удавалось выпускать достаточно образованных и подготовленных людей.
Александрийское огласительное училище угасает к концу 4-го века. Продолжает существовать школа в Кесарии Палестинской, столице округа; оттуда вышли Ориген, Памфил, церковный историк Евсевий Кесарийский. Но и она тоже вскоре приходит в упадок. Антиохийская школа в 4-5 вв. достигает своего расцвета. Эдесская школа существует до 489 г. как Православное училище.
На Западе нет и этого, поэтому христиане получают образование в языческих школах. Самостоятельно изучают Св. Писание, как например, свтт. Василий Великий и Григорий Богослов, которые учились вместе с Юлианом Отступником, слушали уроки у знаменитых преподавателей в Афинах, свт. Иоанн Златоуст - у языческого ритора Ливания в Антиохии. Блж. Иероним получил классическое языческое образование. После окончания этих школ, лица готовились к принятию сана, к церковному служению, проходя подготовку в монастыре.
Другой путь – пребывание в клире знаменитых епископов, в который можно поступить с 7 лет, восходить из степени в степень, совершенствоваться, получать практические знания и определенное общее образование. Те, кого готовили в клир, поступали еще мальчиками-чтецами, в 20-30 лет они уже аколуфы или иподьяконы, из них выходят экцепторы - секретари. На Западе очень четко сложились правила, согласно которым человек, вступающий в клир и претендующий на кандидата в епископы, должен последовательно и неспешно пройти все степени, все положенное время. И поэтому понятно, что епископами могли стать самое раннее - в 30 лет.
Особенным уважением пользовались клиры свт. Василия Великого, свт. Амвросия Медиоланского, блж. Августина, и отсюда приглашали священников, и даже епископов, в другие епархии, потому что здесь была великолепная подготовка и нравственное воспитание. Но эти институты не имели большого влияния, и, на практике, повсеместно, к кандидатам в клир предъявлялись достаточно скромные требования: в Африке в V в. для епископа достаточно было простой грамотности, знания закона Божия и смысла Св. Писания, но при этом выдвигалось требование: опытен ли он в догматах веры. В Риме при поступлении в клир требовалась грамотность, однако были клирики и даже епископы, которые грамоты не разумели. Здесь был сильный упадок образования в связи с варварскими нашествиями.
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 689;