Благотворительная деятельность империи по отношению к Церкви.
Прежде всего, императоры много строили для Церкви, как храмов, так и монастырей, а также делали богатые вклады, пожертвования. Это было в почете. Василий Македонянин построил монастырь Св. Диомида, украсил Св. Софию, построил много церквей в Константинополе. Никифор Фока построил храмы на Афоне и в столице.
Императоры собирали христианские святыни по всему миру, на завоеванных землях. Иоанн Цимисхий из похода на Сирию привез сандалии Спасителя, волосы Иоанна Крестителя, и др. святыни. Роман I забрал у арабов эдесский нерукотворный образ. Константин Дука выкупил у халифа ¼ Иерусалима, чтобы там сохранялись христианские святыни и богослужение.
В то же время, при необходимости, императоры считали себя вправе забрать часть церковных богатств на нужды империи. Никифор Фока издал закон, запрещавший рост монастырских землевладений и строительство новых монастырей в городах и густонаселенных районах. В XI в. Исаак Комнин забрал у богатых монастырей их поместья, часть раздал бедным церквям и монастырям, часть удержал за собой. При этом они руководствовались заботой о сохранении монашеского нестяжательства.
Алексий Комнин, истощив казну в войне с норманнами, и истратив все семейные драгоценности, решил изъять у малопосещаемых храмов лишние украшения и сосуды. В оправдание он ссылался на примеры, когда богослужебные сосуды продавались для выкупа пленных. Духовенство встало в молчаливую оппозицию, а народ считал Алексия грабителем Церкви, несмотря на то, что он вернулся с победой. Не добившись у Церкви одобрения своих действий, он вынужден был покаяться и пообещал вернуть цену изъятого. А на будущее издал закон, запрещающий употребление церковных ценностей на государственные нужды.
Итак, видим, что были как хорошие, так и плохие примеры. Баланс властей на деле во многом зависел от личности императора и патриарха, и от духовного состояния самого общества.
КЛИР И ИЕРАРХИЯ
Клир и миряне.
Деление на клир и мирян существует изначально, и деление это четко. Преимущество прав отдается клиру, без каких-либо притязаний со стороны мирян на ту сферу, где клир действует по преимуществу. Исключение можно встретить лишь у Тертуллиана, после того, как он уклонился от Православия, и перешел к монтанистам. Он заявлял, что все верующие являются священниками и, за отсутствием клирика, каждый сам для себя священник: может совершать крещение и Евхаристию.
Претензии императора быть епископом внешних дел никак не касались сакраментальной области. Достойнейшие из епископов указывали императорам их место в Церкви, правда, дальше это становилось делать сложнее. Пример: на Востоке император во время богослужения по традиции стоял в алтаре. Свт. Амвросий Медиоланский отказал в этом праве имп. Феодосию Великому, и указал ему место среди мирян.
Что касается остальных мирян и их претензий, то они обычно снимались тем, что еще в 4 в., многие из мирян, почти до конца дней своих, пребывали в разряде оглашенных, и не считались вполне членами Церкви; поэтому был распространен обычай, по которому они стремились принять крещение как можно позже, чтобы смыть все свои грехи и уйти в Царство Небесное совсем чистыми.
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 893;