Период IX-XI вв. Нравственный упадок общества.

В этот период Визанийская империя представляется современникам незыблемым и нерушимым богохранимым царством. Византия в своей культурной и политической мощи намного превосходит все окружающие государства. Внешне это общество уже традиционно православно. Горячие богословские столкновения эпохи Вселенских соборов ушли в прошлое, и всякие попытки возрождения язычества уже немыслимы. Церковь видит свою задачу в нравственном перевоспитании государства и общества.

Это эпоха, когда не существует отрицания или противодействия религиозной идее. Вся жизнь общества этого времени проникнута религиозными интересами. Однако часто религиозность существует как бы отдельно от жизни (от быта), лишь на уровне внешнего исполнения обрядов. Религиозный дух не проникает во все сферы жизни человека. В сознании общества остаются пережитки языческого прошлого. К тому же этот период отличается и тем, что основы государства расшатаны отсутствием доверия между власть имущими и народом.

Каждый пользуется минутой счастья. А императоры в эту эпоху восходят на трон, чтобы с бесчестием оставить его. В минуты, когда он (император) достигает высшего благополучия, может оказаться ослепленным, оскопленным, сослан в монастырь, замурован в стену, отравлен, убит, утоплен в ванной и т.д. - вот какова особенность этого времени. Большая часть императоров восходят на трон благодаря и при помощи государственных переворотов. При императоре появляются фавориты. Это деморализует общество и народ. Народ правительство не уважает.

Правители приходят к власти путем интриг, либо при помощи военных сил - это факт. От императора Аркадия (395-408) до захвата Цареграда в 1453г. императорский трон занимает 109 человек (либо первый раз, либо повторно). Из них:

Только 34 - умерло своей смертью;

8 - погибло на войне, или в результате какого-нибудь несчастного случая;

12 - отрешены от престола;

12 - умерли в монастыре или в темнице;

18 - оскоплены или лишены зрения, потеряли нос или руки;

20 - отравлены, задушены, изгнаны или сброшены сверху колонны.

В заговорах жены участвуют против своих мужей в пользу фаворитов, или чтобы самим царствовать под именем сыновей (т.е. являясь реальной правительницей, избавляется от супруга, и правит при малолетнем сыне). Сыновья устраивают заговоры против отцов и матерей.

Примеры.

IX век: Михаил III в 17 лет отнял престол у матери Феодоры и отправил ее в монастырь. Любимчик Михаила III - конюх Василий Македонянин. Михаил III обожал коней - Василий состоял при лошадях. Получил звание патриция, затем стал августом, а потом щедро отплатил Михаилу, свергнув его, и сам стал императором Василием III.

Х век: Зоя, четвертая жена имп. Льва Мудрого, вскоре после смерти которого, престол прибрал к рукам Роман I, популярный в народе боевой адмирал. Она устроила заговор и пыталась отравить Романа ядом. Заговор был раскрыт, и Зою сослали в монастырь.

Романа, затем, свергли его сыновья. Но их народ терпеть вовсе не хотел, и Константин Порфирогенит (Багрянородный), сын Зои и Льва, законный наследник, вступил на престол. Сыновей Романа он отправил в ссылку. Константин изгнал из дворца свою мать, которая фактически управляла государством. Она упрашивает оставить ее при дворце, и он ее оставляет, но отстраняет от власти.

XI век: другая Зоя-императрица хотела отравить своего мужа Романа III. Яд действовал очень медленно (технология была не отработана); тогда ее фаворит собственноручно задушил императора. И сам стал императором Михаилом IV. После его смерти Зоя провозгласила его племянника императором, также Михаила. При этом еще объявила его своим приемным сыном. Впоследствии этот приемный сын сослал ее в монастырь, и заставил ее принять постриг. Но Зоя и тут ему отомстила - свергла его, и велела выколоть ему глаза.

Заговоры и перевороты действовали разрушающе на общественную нравственность, развивали жестокость, склонность к мятежам, во время которых всегда можно было поживиться. Не удавшихся узурпаторов пытали, искали сообщников. Отрубали руки или ноги, нос или уши, секли плетьми со свинцовыми наконечниками, возили по улице города на осле или по арене цирка в знак позора, и в конце концов отрубали голову, или сжигали живьем, или сажали на кол (это все действовало на психику людей).

Реже практиковалась мягкая форма наказания - состригали волосы, а потом сжигали их на голове наказуемого, и ссылали в монастырь. Чаще всего при этом оскопляли и опала накладывалась на всю семью - оскопляли детей, а семью ссылали в монастырь.

С другой стороны, человек, с таким трудом прорвавшийся к власти, стремился ее удержать любой ценой; поэтому деспотизм достигает невероятных размеров. Коронуют детей в младенчестве. Например, Алексей Комнин возложил корону на своего первенца Иоанна, когда младенца крестили. Такое властолюбие питает крайнюю подозрительность. Под подозрением была вся аристократия, а особенно те из них, кто пользовался уважением народа и войска - это ведь явный кандидат на престол. Всё это не вымыслы и были, но абсолютно достоверные проверенные факты. Поэтому не нужно идеализировать Византию. «Благочестивейшие и святые» императоры (эти прилагательные входили в официальные титулы) занимались такими вещами. Подлинное благочестие на троне было скорее исключением, чем правилом.

В эту эпоху развиваются придворные интриги, в Византии воцаряются коварство и хитрость. Все это влияет на нравственность народа. Само слово «византиец» у окрестных народов начинает означать хитреца, коварного и вероломного человека (так же как сегодня на Западе «русский» ассоциируется прежде всего с преступностью, мафией).

Население столицы всегда было готово к бунту, переворотам (вокруг любого заговорщика собирались тысячи). Иногда в империи подымались против патриархов, и, порой, к этому побуждали народ недовольные патриархом монахи. Переворот сопровождался грабежом. Удался переворот - грабят бывших правителей, не удался, значит грабят проигравших заговорщиков, которые потом подвергались казням и пыткам - это такой способ существования.

Также грабили избранных на папский престол. Т.е. если кандидат прошел, об этом узнавали в народе, и дом его "выметался" дочиста. Ведь ему уже ничего не нужно, он уже папа - у него все есть!

Отсутствие нравственных принципов в политической борьбе усугублялось личной безнравственностью правителей. Так, Михаил III с ранних лет отличался крайним сладострастием, участием в оргиях, любил цирковые представления, кощунства. У него была такая игра: 12 его товарищей именовались митрополитами, а он - архиепископом. Вся эта компания надевала священные одежды и пела непристойные песни на гласы. Более того, император и его окружение пародировали Таинство Евхаристии: употребляли вместо вина и хлеба - уксус и горчицу. Процессия этих шутов-кощунников встречала крестный ход во главе с патриархом игрой на музыкальных инструментах и пением непристойных песен. Михаил настолько любил лошадей, что был восприемником у всех своих конюхов. Когда у них рождались дети, он спешил стать их крестным отцом, давал каждому из церковной сокровищницы по 50 фунтов золота (это около 23 кг.). Для своих лошадей он построил конюшню из мрамора.

Роман II предавался разврату, охоте, сомнительным играм. Сладострастием отличалась, даже в преклонных летах, и его жена Зоя.

В византийском обществе в этот период распространена вера в разного рода пророчества, суеверия. Касается это, как правило, широких народных масс и высшего слоя империи. Император Лев VI определил смертную казнь за магию, но сам, при этом, писал оракулы, т.е. сборники предсказаний. Император Никифор Фока занимался астрологией, гадал по апокрифической книге Даниила, и, одновременно, был аскетом, почитателем монахов. Те, кто желал узнать свое будущее - слушали звук медных тазов, голоса в лесах и скалах, гадали по руке. Сны также толковались.

При всех этих фантазиях, распространенных в обществе, в сознании людей, Церковь должна была противодействовать, бороться со всем укладом такой жизни. Но это зависело не только от ревности архипастырей и пастырей, но и от того положения, которое Церковь занимала в обществе. Если государство содействует Церкви, то успех несомненно будет. Но было ли это в Византии IX-XI вв.?

 








Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 708;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.011 сек.