Византийская теория отношений Церкви и государства.
ТеоретическиЦерковь заботилась о том, чтобы сохранить свои права от притязаний светской власти, сохранить за собой возможность независимого голоса. Так Собор 869 года постановил, что «избрание епископов должно совершаться без насилия со стороны светской власти, иначе таковые епископы будут лишены сана, и также митрополиты и патриархи» - но это все было только на бумаге. Другое постановление запрещало «присутствовать при избрании патриарха императору и другим светским начальникам, если этого не просят члены Собора для соблюдения порядка», т.е. такое присутствие разрешалось лишь с согласия Собора.
Патриарх Фотий говорил: «Патриарх должен предостерегать императора от греха, и наставлять его на путь истинный в случае греха, ибо таким образом народ склонный к преступлению, удерживается от подражания ему».
В теории и государство всячески ограждало права Церкви. Документы императора Василия I и Льва VI говорят о взаимоотношении императора и патриарха: «Государство подобно организму человеческому: состоит из частей, членов и величайшие, необходимейшие его члены - это император и патриарх, поэтому мир и счастье подданных, как по телу, так и по душе достигается полной гармонией и согласием этих властей - императорской и первосвященнической.
Кто такой патриарх в этой теории? Патриарх - живой образ Христа, отпечатлевающий истину в делах и словах. Цель патриарха состоит в поддержании религиозной и нравственной жизни среди порученных ему от Бога людей, в обращении к Церкви еретиков, и к вере неверующих. Назначение патриарха - жить для Христа и распяться для мира. Патриарху прежде всего принадлежит дар учительства, потом он должен отличаться одинаковым отношением как к высшим, так и к низшим, отличаться кротостью ко всем, кто приходит с ним в соприкосновение. Он должен быть строгим в отношении к упорным, свободно и безбоязненно стоять перед императором за сохранение истины, справедливости и религиозности. Ему принадлежит право объяснять древние каноны и определения Отцов и Соборов. Подобную власть в своей сфере имеют митрополиты и епископы - так высоко стоит фигура Патриарха.
Что касается императора, то «Император - законное предстательство, благо всех подданных, он наказывает и награждает всех без пристрастия. Его задача - благодеяние. При этом он обязан приводить в исполнение все заповеди Св. Писания, определения семи Соборов. Православием и религиозной ревностью император должен отличаться перед всеми». Именно таков идеал.
Следовательно, законодательство ставит церковную власть очень высоко, и перед ней открывается самый широкий простор для активной деятельности, но и император тоже, в определенной степени, призывается к деятельности на помощь Церкви.
Император и патриарх взаимоуправляются. Их области различны, но значение одного не ниже другого. Это выражалось в том, что император и патриарх принимали друг друга со взаимными почестями, при встрече они обнимались (т.е. император не брал благословения у патриарха).
Самостоятельность Церкви, как гарантия ее успешной деятельности, принималась многими императорами. Они понимали, что если Церковь будет самостоятельной, она, при государственной поддержке, сможет осуществлять наиболее успешно свою миссию.
Император Василий Македонянин на Соборе 869 г. говорит о том, «что миряне должны воздерживаться от всякого вмешательства в церковные дела, не должны забывать своего положения в Церкви. Не должны быть судьями своих пастырей».
Но не все стояли на этой точке зрения. Лев VI говорил о себе и о императоре вообще: «император есть закон епископу», т.е. императору все дозволено. Хотя это, конечно, случай исключительный, «клинический».
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 945;