Эпоха Юстиниана Великого.

Император Юстиниан Великий (527-565)это целая эпоха в развитии церковно-государственных отношений. Как император он должен действовать во имя единства империи, поэтому он продолжает униональные попытки соединения спорящих сторон, созывает соборы, оказывает давление на епископов.

Особая позиция, которую выбирает Восток – здесь впервые самим императором высказана теория взаимоотношения светской (императорской), и церковной (священнической) власти. Император обладал колоссальной властью. Против этой власти ничего не могли предпринять не только восточные епископы, но и римские папы, которые находились у него в зависимости. Например, в деле о трёх главах[76] – осуждении неправославных мнений Ивы Эдесского, Феодора Мопсуетского и блж. Феодорита Киррского. Прежде, чем этот вопрос решился на соборе, он вызвал сильную оппозицию на Западе, которую преодолел своим влиянием Юстиниан. Сам Юстиниан был замечательным законодателем. И в сборнике своих законов, в 6-й новелле он высказывает эту формулу-теорию симфонии власти:

"Два высших блага даны милостью Всевышнего людям; это - священство и империя. Каждое из этих благ установлено Богом и имеет собственное назначение; они исходят из одного начала и проявляются в единении, в совместной деятельности. Всякий раз, когда приговор священников низлагал кого-либо из еретиков, империя всегда оказывалась в согласии с авторитетом священства. Империя должна иметь надзор над священством и величайшее попечение об истинных Божиих догматах и чести священников".

Таким образом, в Византии, отношения между Церковью и государством строятся не на основании разделения сфер, а на основании солидарности, сотрудничества. Церковь и государство признают самостоятельность друг друга, но иерархия Востока не посягает на политические права государства. Императоры тоже не вступают в сакраментальную сферу, т.е. в совершение богослужения (хотя и дают кандидатов в епископы, или снимают их).

Иногда власть облекает свои действия в Церковную форму. Созывает собор и проталкивает через него нужное решение. Иногда действует прямо (выбирает угодного себе епископа и никто не может возразить). Поэтому церковная независимость оказывается с самого начала сильно ограничена. С другой стороны и между членами клира не существует единого мнения, а иногда и некоторые представители сами с собой не согласны (как Златоуст в теории осуждает, предпочитает убеждения, а на деле вынужден действовать активно против раскольников).

Саму ценность независимости Церкви современники не ценили, и не понимали, зачем она нужна. Если власть помогает, действует в нашу пользу (уничтожает ереси, иногда физически), то мы на это смотрим сквозь пальцы, потому что достигается благой результат. Власть в любом случае будет помогать или преследовать. Она не может быть равнодушна, потому что государство конфессиональное, православное. Поэтому тут иного пути быть и не могло[77].

 

СОЮЗ И ЗАЧЕМ ОН?

Историк Сократ в V в. писал: "С тех пор как императоры стали христианами, дела Церкви стали от них зависеть". Причём, независимость более активно отстаивалась латинскими епископами, на востоке голос епископа звучит тише.

Государство видит в Церкви залог крепости и единства. Единая вера скрепляет империю гораздо сильнее, чем культ римских богов, который существовал в эпоху гонения.

Когда возникают споры, государство прежде всего заботится о восстановлении формального единства и мира. Для Церкви же (вот разница!) важнее всего не внешнее единство, а И с т и н а.

 








Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 663;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.