II-й период латинской школы
Связан с именем Магна Аврелия Кассиодора – секретаря, духовника и политического советника Остготских королей. Сам он римлянин, но служит новой влиятельной силе, а германцы охотно используют знающих людей. Магн Аврелий – носитель эллинистической культуры – переживает за образование, которое угасает из-за нашествия варваров. Он приверженец греческой системы образования. Августиновскую и подобные ей школы, считает предельно несовершенными, желает их улучшить, придать им бόльшую научную направленность.
В 535 г. Магн вместе с папой Агапитом составили план открытия школы в Риме, причем по образцу александрийского училища или низибийского (как получится). Но план не осуществился из-за войны: готы воюют с Византией.
В 540 г. Магн Аврелий ушел на покой со службы. В своем поместье у моря он основал монастырь «Вивариум» (Переводится как бассейн с рыбками; такой бассейн действительно там был). Это монастырь «любознательных братьев». Именно в этом монастыре закладывается новая традиция: традиция ученого монашества, согласно которой наука рассматривается как род монашеского подвига, наука равна аскезе. Изучаются: Писание, творения отцов, античные авторы.
Подобная традиция ученого монашества в России была введена в 18 веке Петром I. На Западе до сих пор существуют подобные специализированные монастыри, где монахи занимаются научной деятельностью. Хотя их жизнь разбавлена и некоторыми бытовыми послушаниями.
Сам Кассиодор - учитель этой школы. Он составил учебники по богословию и «разносторонним наукам», т.е. общеобразовательным. Философия, связующее звено между светским и богословским знанием среди дисциплин отсутствует. В богословии наблюдается сильное влияние Низибийской школы. Экзегетика заключалась в том, чтобы собрать как можно больше толкований отцов на тот или иной фрагмент Писания, предпочтительно латинских.
По образцу школы Кассиодора в VII в. появляются подражательные школы. Это школы бенедиктинцев (VII в.). Орден бенедиктинцев занимается просвещением, а также подготовкой клира, все с той же целью. (Правда, в отличие от кассиодоровской школы подход практический, нет светских наук). После VII в. кафедральные монастырские школы уже подобно кассиодоровскому Виварию включают в себя свободные науки. Занятия наукой также считаются монашеским деланием.
Итак, рассмотрев разные школы, можем сделать вывод: греческие школы преследуют цель развития души, общехристианского просвещения. Знание как источник добродетели. Восточно-сирийские же и латинские делают акцент на профессиональные цели - подготовку клириков.
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 1556;