Латинская богословская школа.
Запад в начальный период истории Церкви подвергался культурной экспансии эллинского мира. С другой стороны, Запад всегда был сторонником практического интереса. В этом менталитет Запада тождествен с мировоззрением сирийцев. «Гнозис не ради его самого, но ради практического применения» - таково отношение к образованию. И поскольку Запад чужд философствования, там не было горячих богословских споров как на Востоке.
Латиняне переняли систему образования греков, но убрали стержень и суть эллинской школы - философию. Западу интересен процесс мышления и литературная практика, умение красиво и убедительно излагать свои (хотя бы и пустые) мысли; т.о. высшей ступенью образования стала риторика. Она придает человеку вид образованности. Человек красноречив - значит образован. Особенно ценится адвокатура. Эту профессию получают и многие клирики. Ценится не тот, кто постиг науку о подлинных сущностях, а тот, кто красиво, с пониманием дела пишет или говорит к удовольствию слушателей. Так было на Западе и до христианства. В IV-V вв. епископы-латиняне блистают красноречием. Но аксиомы, догматы веры никто не трогает. Это закон, Lex, который необходимо хранить! Интересуют дисциплинарные вопросы, каноника. Т.е. римлянам и до Христа, и после, присуще правовое сознание, юридизм, который сохраняется и по сей день.
К светским наукам отношение лояльное - против них не возражают, но и не увлекаются, т.к. греческий идеал «цельного знания» никого не прельщает. Однако, с VI в. в богословскую систему образования включаются и светские дисциплины. Это вызвано упадком образования вообще из-за нашествия варваров. Церковь становится на западе единственным институтом, который поддерживает хоть какую-то образованность, который сохраняет культурный потенциал всего народа. Церковь противится «варваризации», оставаясь хранительницей античного наследия.
Итак, древнейшая школа до 6 в. – «монастырь клириков» блж. Августина. Основана она в 396г. в Африке в Иппоне. По сути это общежитие клириков, где получают общеобразовательные знания, воспитание под руководством своего епископа. Кстати, уже в IV в. распространено простонародное мнение о желательном целибате духовенства: «неженатый – значит святой».
Главная цель школы - воспитание служителей Церкви. Ученик должен знать закон (Св. Писание и Предание), и уметь передать его другим, т.е. знать основы педагогики. В этой школе есть небольшой предварительный курс - дается общее светское образование. Затем, также кратко, следующая ступень - богословие восточного образца. Эти ступени не главные, они готовят человека к более важному курсу - экзегетике, объяснению Писания. Самостоятельно ученики прочитывают Писание, а учитель толкует наиболее сложные места, в соответствии с традицией. Знание Писания необходимо для проповеди. Мысль блж. Августина: «Если ты имеешь веру, надежду и любовь, то не нуждаешься в Писании, разве только для научения других», т.е. Писание становится материалом для эрудиции, которая рождает элоквенцию – способность свободно говорить с амвона.
Как научиться высшей цели школы - красноречию? Нужно читать образцовые проповеди, слушать, пробовать говорить самим. Увлечение формой недопустимо. Красота слова конечно должна быть, но главное - содержание. «Дозволительно произносить чужие проповеди тем, кто хорошо говорит, но не может придумать», - говорит Августин.
Большое значение блж. Августин отдавал пастырскому богословию. Дисциплина эта проходила как собеседование учителя с учениками на пастырские темы. Августин сам отвечал на недоуменные вопросы. Пастырское богословие не было систематическим, эти беседы проводились в свободное время.
Воспитание в Латинской школе основано и на подражании личному примеру (как в Александрии), и на принуждении. В монастыре блж. Августина жизнь проходила по образцу древних общин монахов, что само уже давало воспитательный момент: клирики не имеют собственности, общий стол, все необходимое получают от эконома. Правила поведения еженедельно прочитываются. Учитель - член общины. Многие выпускники иппонской школы становились епископами, основывали на своих кафедрах подобные школы, и т.о. этот тип стал доминирующим на Западе. Такова латинская (западная) школа до VI в.
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 1718;