Александрийская школа.
Александрия – это центр греческой образованности на Востоке со времен Александра Македонского, принявшая эстафету древних Афин, и превзошедшая их. Её значение сохранялось и после завоевания Римом.
Ей свойственны аллегорический метод в толковании Св. Писания, акцент на его высшем, духовном смысле в противовес земной буквальности, историчности событий; и, позднее, уклонение в монофизитство.
Вышеназванный учительПантен (†200) ввёл в курс обучения кроме основных истин веры общеобразовательные дисциплины. Т.е., если при ап. Марке это школа для оглашенных, то при Пантене это уже училище для получения законченного систематического образования, в противовес языческим школам. Вместе с Пантеном в этой школе преподает знаменитый христианский богослов и философ Климент Александрийский.
Из сочинений Климента Александрийского («Увещание язычникам», «Педагог», «Строматы») и Оригена следует, что в обучении были привлечены эллинская философия и традиции философской школы. Цель школы (по Клименту) «основанное на Откровении, совершеннейшее и цельное знание, соединенное с высшей нравственностью».
Истинное богопочитание невозможно без гнозиса (знания). Это присуще человеку и необходимо ему. Вот характерное высказывание Оригена: «как бы я хотел, чтобы все, оставив свои дела, шли в школу философствовать», т.е. для него это высшее предназначение христианина. Но многие довольствуются верой - переходной ступенью к гнозису. Поэтому школа - удел избранных. В этом и видится наследие и особенность греческого типа образования. А о прикладных науках Ориген даже писал, что избравшие их блуждают во тьме невежества, и только философия дает человеку истинное познание. Ученики школы должны служить ближним, и «познавший истину должен нести ее другим» (Климент).
Круг общеобразовательных дисциплин:
- дидактика (логика)
- геометрия, астрономия
- естествознание
- пифагорейская теория чисел.
Все эти дисциплины способны направлять мысль к возвышенному и божественному. Риторика и софистика – эти модные и обязательные элементы образования греков – отсутствуют, т.к. риторическая школа утверждает отсутствие объективности, что для христианина неприемлемо. Климент Александрийский так говорит об этих «науках»: «они бесплодны, они могут убеждать, но не могут научать истине». (Адвоката до сих пор называют «наемная совесть»).
Климент советовал быстро проходить первую ступень (училище) и скорее переходить ко второй (академия). По приточной мудрости, нельзя долго оставаться в гостях у чужестранки, т.е. нельзя долго увлекаться философией не переходя к богословию. Философия помогает раскрывать заблуждения еретиков и развивает высшие способности души. Главное то, что в учениях различных философов содержатся семена истины, их нужно только отыскать. Вообще философия для грека то же что для иудея закон. Однако, и Ориген и Климент понимают, что философ только готовит человека к восприятию истины. Отношения между богословием и философией подобны отношению между Саррой и Агарью - госпожи и служанки.
Философия для грека - особая форма богопочитания. Как евреи украсили ковчег золотом, взятым у египтян, так греки украшают истину совершенным знанием взятым у язычников и «Истина явилась теперь в ризах позлащенных, ряснами златыми одеяна преиспещренна» (Климент).
Философия Александрийской школы очень эклектична, т.е. она вбирает в себя элементы многих сложившихся к тому времени философских систем. Исключаются из изучаемого круга только системы, совсем отрицающие Божество и Промысл. Однако, для совершенных, для тех, кто не соблазнится, можно читать все.
В Александрийской школе впервые складывается круг богословских систематических наук. Выражаясь современным языком школа занималась апологетикой, нравственным богословием (христианская этика), догматикой.
Как и в пифагорейских школах, абитуриенты, поступавшие в школу тщательно испытывались на предмет объема знаний, способностей и мировоззрения, а затем начинались систематические занятия:
1-я ступень: - диалектика
- математика (и подобные науки)
- естествознание
- (возможно) апологетика
2-я ступень: - христианская этика
3-я ступень: - христианская философия (догматика)
- метафизика (философские системы)
4-я ступень: - экзегетика
На все 4 ступени, по примеру Пифогорейцев, отводилось 5 лет, по году на курс, на последний – 2 года.
Получая знания, человек нравственно растёт – такое понимание несомненно являлось отголоском учения Сократа о добродетели знания. Воспитание было связано с образованием, хотя и не являлось отдельной дисциплиной. Климент различает в истине 2 стороны: теоретическую и практическую, причём практика вытекает из теории: «Если ты знаешь теорию, то почему не живёшь по ней?» Поэтому-то учитель-дидаскл не просто излагает теорию, но и примером показывает образ жизни.
Школа подчиняется александрийскому епископу, а он вверяет её в ведение какому-либо одному дидасклу. Учитель один, он обладает знанием, и ученики прибегают к этому источнику, группируются вокруг него. Некоторые дидасклы имеют помощников, которые читают самые простые части курса; а со временем и сами становятся дидасклами во главе школы. Как уже сказано, учитель кроме обладания всеми видами знаний, должен иметь высокую нравственность. При этом не обязательно иметь священный сан. Из 13 дидасклов александрийской школы (известных нам) 4 были пресвитерами, 5 - мирянами, о 5 - неизвестно.
В школу человека принимали, не взирая на звание и происхождение, положение в обществе. Поскольку философ ищет истину, то на низшие ступени принимались не только христиане, но и язычники и еретики. Среди слушателей Оригена были женщины, они учились, по крайней мере, до философии включительно. Способ преподавания - лекционный, обучение бесплатное. Учитель отказывается от спонсоров, не принимает помощи и от учеников, заботится о себе сам. Учитель принципиально беден! Ориген получал 4 обола – это совсем небольшие деньги. Для пропитания он продавал книги, оставшиеся ему от отца, и переписывал книги на продажу (книги в то время стоили очень дорого). Сведения о каких-то государственных дотациях школам нет, вплоть до 6 в. как центры образования империя поддерживала языческие школы.
Закрытие александрийской школы совпадает с началом борьбы против Оригенизма. Причина же в том, что к Vв. Александрия утрачивает значение культурно-просветительского центра. В этой роли возвышается Константинополь. А в Александрии начинает преобладать сирийско-коптское влияние (местное). По духу оно совершенно разнится с греческим. Сирийская культура находит свое развитие и отражение уже в другой богословской школе - в Антиохийской.
Восточные школы.
Следующий тип богословской школы возникает в семитско-сирийской культурно-национальной среде. Если у греков мы видели преобладание умозрительности, синтеза, то сирийцы обладают аналитическим мышлением, ум в греческом смысле ценится не столь высоко. Сирийское образование выдвигает на первый план:
1. Интересы нравственного характера
2. Интересы практического характера
Главное – научиться читать и объяснять Библию, и стать примерным христианином.
Опора сирийцев – местное школьное предание. Характерно резкое разграничение между Божественным и человеческим и отрицательное отношение к эллинской культуре. Об отрицании античной культуры на востоке говорит во II в. Татиан, указывая, что и в дальнейшем отношение не меняется, хотя восток невольно должен контактировать с эллинистическим культурным наследием. Ведь греки - любители пофилософствовать - основали свои богословские изыскания на этом фундаменте, поэтому, чтобы не отстать от жизни и принимать участие в злободневных богословских спорах, Востоку приходится овладевать оружием философии. К философии они тоже подошли практически: приняли за основу диалектический метод (т.е. метод логического рассуждения), а высшим авторитетом стал Аристотель («отец формальной логики»).
Трезвый разум, практический подход - таковы характеристики менталитета сирийцев. Греческие навыки чувствований и переживаний вменяются в ничто.
Антиохийская школа
известна более как богословское направление, чем собственно, учебное заведение. В сирийских монастырях организовывались начальные школы, а где позволяли условия – и высшие. Желавшие получить светское образование должны были сделать это самостоятельно.
Основателями училища в Антиохии (конец III в.) были ученые антиохийские пресвитеры: Дорофей (ок. 290г.) и Лукиан. Последний особенно замечателен, как ученый исправитель текста св. Писания Ветхого и Нового Завета. Прп. Лукиан при Диоклетиане был исповедником веры, мученически скончался в темнице 7 января 311г.
Этоузко специализированное учебное заведение. Идея синтеза знаний, включение светских наук, цельность и многогранность образования - все это отметается. Только богословие! Плюс тщательное изучение Св. Писания, при отсутствии каких-то умозрительных и систематических отвлечений.
Метод - историко-грамматический, под руководством авторитетных людей умерших и ныне живущих. Сильна традиция, свое предание, с помощью которого и толкуется Писание. Традиция передается следующему поколению. Для этого введена принципиально новая (по сравнению с др. школами) дисциплина: воспитание. Разработана система поощрений, наказаний, наблюдений за учениками. В Антиохийской школе сильно сказывается влияние школы иудейской (семитский тип образования). Менталитет нации и традиции схожи.
С первой половины IVв. школа существует при монастыре. Начальные школы существуют при всех монастырях. Отрок поступал в начальную, затем шёл в богословскую школу. Всего обучение при разных школах занимало 10 лет. Поэтому выпускники, как правило, были мало приспособлены к жизни. Антиохийская школа не дает светских познаний, но и не отрицает их. Поэтому многие сначала обучались светским наукам, а затем дополнили образование богословием, например, свт. Иоанн Златоуст, Феодор Мопсуестийский. Антиохийцы специализируются на экзегезе, поэтому все виднейшие ученики - толкователи по историко-грамматическому методу.
Основатель антиохийской школы пресвитер Лукиан, получил образование в Эдессе у некоего Макария. Т.е. Эдесская школа уже существовала и имела выпускников (примерно середина III в.).
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 2792;