Формирование региональных особенностей богословских школ и систем преподавания.

Речь пойдет о высших школах в Церкви в период их расцвета в 4-6 веках. Мы рассмотрим 4 главные школы: Александрийскую, Антиохийскую, Эдесско-низибийскую (восточно-сирийскую), Латинскую с точки зрения методики преподавания и богословия. Ведь термин «школа» означает не только само учебное заведение, но и систему образования, совокупность педагогических и богословских особенностей принятых в том или ином регионе.

После того, как появились творения апологетов христианства (II-III вв), можно констатировать, что почти прекратились те грубые, примитивные нападки на христианство, какие раздавались поначалу со стороны язычников. Но, конечно, христианское знание состоит не только в отвержении заблуждений, оно состоит, прежде всего, в познании истины. Христианское богословие должно было стать средством воцерковления, духовного воспитания, источником вдохновения для духовного восхождения христианина. Сама жизнь, возникновение ересей внутри Церкви понуждало христиан формулировать своё учение с возможно большей ясностью и полнотой.

Христианские школы не были единообразными с самого начала. Дело в том, что школа вообще институт очень консервативный, держащийся традиций. Церковь же всегда принимала особенности национально-культурной среды, в которой проходила ее миссия. Поэтому и появляются церковные школы с характерными национальными особенностями. Для того времени в ойкумене можно выделить три мира с разным, как сейчас говорят, менталитетом:

- греческий

- сирийско-семитский

- латинский.

Соответственно существует 3 типа образования. Греческий тип всегда подразумевал стремление к знанию как к самоцели и самоценности, знанию всеобъемлющему и цельному, не раздробленному. Это знание предполагает ряд ступеней, поднимаясь по которым человек восходит к высшей истине, синтезу знания – философии. Она раскрывает все вопросы бытия и сущность вещей, дает знание вещей божественных, как говорили древние греки. Знание дает духу человека красоту и нравственность, а это и есть идеал эллина. Истинный философ тот, чье поведение соответствует знанию, а не тот, кто просто много прочитал. Самое ценное в образовании - свободные науки, а не профессиональные дисциплины, учащие добывать свой хлеб. Все общеобразовательные науки - суть ступени в достижении философии, её служанки, и восходя по этим ступеням человек совершенствуется. Всего было 4 ступени:

- школа грамматиста (обучение грамоте);

- грамматика (литература и математика, умение мыслить и излагать);

- школа ритора (факультет искусств);

- школа философа (вершина образования).

К моменту пришествия Христа философия испытывает упадок, кризис. Школы толкуют старые как мир истины или превращаются в секты «истинно мудрых». Христиане-эллины обретают истину уже не в философии, а в Церкви, и вершиной образовательной системы становится богословие (5-я ступень).

Правда, это не новая система ценностей - богословие считалось высшим знанием ещё у пифагорейцев (6-5 вв. до н.э.). А мысль «философия - служанка богословия» впервые высказал Филон Александрийский (иудейско-эллинский мыслитель 1 в.).

Древнейшей христианской школой греческого типа считается








Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 823;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.