Великие отцы IV-V вв., представители александрийской школы.
Св. АФАНАСИЙ ВЕЛИКИЙ[42] (297-373 гг.)
родился в Александрии. При богатых природных дарованиях он получил прекрасное и всестороннее образование. По свидетельству Григория Богослова, он изучил все книги Священного Писания, как никто другой. Кроме того, он отличался необыкновенной силой мысли и красноречием.
За эти высокие качества Александрийский епископ Александр посвятил его во диакона и сделал своим домашним секретарем. В качестве секретаря Афанасий сопровождал своего епископа на Никейский собор. Став преемником св. Александра по кафедре (326г.), св. Афанасий всю свою жизнь провел в борьбе с арианами. Из 47 лет епископства он около 17 лет провел в изгнании.
Примыкая к Александрийской богословской школе в своих богословских сочинениях Афанасий является непобедимым противником современных ему еретиков - ариан и духоборцев. Из догматических сочинений Афанасия следует отметить:
- "Четыре слова против ариан"; это цельный догматический трактат с опровержением всех доводов арианского учения и изложением православного учения о единосущии Сына Божия с Отцом;
- "Четыре послания к Серапиону", епископу Тмуитскому, и книга о Святой Троице, где частью излагается учение о втором лице Святой Троицы, но, главным образом, раскрывается православное учение о Святом Духе;
- Две книги "О воплощении" и "Послания к Эпиктету, епископу Коринфскому", "К Адельфию исповеднику и Максиму философу", которые излагают православное учение о соединении в Иисусе Христе двух естеств - божеского и человеческого.
Творения Афанасия высоко ценилось в древности. Один из древних подвижников высказался о них так: "Если найдешь что-нибудь из творений Афанасия и не будешь иметь бумаги, спиши их на одежду". В историю Церкви Афанасий вошел как отец православия.
Свт. Афанасий был личным другом Антония Великого и написал его житие, которое оказало большое влияние на зарождавшуюся в то время агиографическую литературу. Именно египетские пустынники скрывали Афанасия от преследования ариан.
«Свт. Афанасий основывается на Предании, выдвигает этот принцип Предания основополагающим для церковного богословия. Он действительно отмежевывается от богословского рационализма, достаточно распространенного в его время, в частности, разных направлений арианства. Свт. Афанасий пользуется философией только, как вспомогательным средством. Богословское учение о единосущии Отца и Сына свт. Афанасием изложена в такой силе, точности и убедительности, как никем до него»[43]. Ему принадлежат классические чеканные формулы православного вероучения: «Единый Бог в трёх ипостасях», «Отец творит мир через Сына в Духе святом», спасение – это «обожение», «Бог вочеловечился, чтобы человек «обожился» и др.»[44].
Великие Каппадокийские святители также принадлежали к Александрийской школе по содержанию и методу богословия. К ним относятся: Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский.
Св. ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ[45] (ок. 330-379 гг.)
родился в Кесарии Каппадокийской, в малой Азии. Семья св. Василия Великого была христианской, это была богатая и знатная семья. Бабкой свт. Василия была св. исп. Макрина, которая называется «Старшей» в отличие от сестры Василия, - св. Макрины «Младшей». Мать свт. Василия — Эммелия была дочерью мученика. Она родила 10 детей, из них трое стали епископами (кроме Василия и Григория (Нисского) был еще их брат еп. Севастийский Петр, тоже причисленный к лику святых). Отец св. Василия был видным юристом. Св. Василий начал образование на родине в Кесарии, затем продолжал образование в Константинополе, который в то время превращался в один из самых больших центров культуры и, затем, отправился в Афины. Афины — это город, где продолжала преобладать языческая культура, был привлекателен для многих христианских юношей, которые, по примеру первых отцов-апологетов, не отвергали культуры, как таковой; они хотели вооружиться ею, чтобы с помощью этого оружия лучше защищать христианскую веру.
В Афинах Василий познакомился с будущим Григорием Богословом, и их связала дружба на всю жизнь, хотя трудно найти более разных людей, чем эти два отца. Св. Василий был человеком необыкновенно деятельным, он стремился практически осуществить христианский идеал, стремился к самому широкому внешнему устроению церковной жизни, в то время, как св. Григорий Богослов был человеком созерцательным, и всю жизнь только и делал, что бежал от всякой внешней активности, хотя это ему не удавалось потому, что Промысел Божий, через св. Василия Великого, приводил его на важные места служения.
В 356 году св. Василий вернулся в свой родной город и стал ритором. Но в какой-то момент с необыкновенной силой ощутил тщету всего мирского, и его жизнь пошла совсем по-новому. Конечно, это не было обращением, потому что он всегда жил христианскими идеалами, но это было обращением к целостному служению Богу. Приняв святое Крещение, он предпринял большое путешествие на родину монашества - в Египет, затем посетил Палестину, Сирию и Месопотамию для того, чтобы на месте изучить процветавшую тогда монашескую жизнь. Когда св. Василий вернулся на родину, он, будучи весьма состоятельным человеком раздал бедным свое имущество и стал вести отшельнический образ жизни. Но это ему не удалось потому, что очень скоро вокруг него собрались его ученики и сподвижники и ему пришлось устраивать общежительную монашескую жизнь.
С самого начала св. Василий стремился не только к внешнему устроению монашеской жизни, но и к ее теоретическому, богословскому обоснованию. Он составил своего рода антологию из сочинений Оригена, который очень высоко ценился в его кругу. Этот сборник выдержек из Оригена получил название "Филокалия", т.е. "Добротолюбие" в славянском переводе. Слово это впоследствии стало знаменитым, когда именно такое название дал собранию творений отцов-подвижников прп. Никодим Святогорец, греческий учитель XVIII века. Также св. Василий составил "Правила монашеской жизни". Они получили широчайшее распространение не только на Востоке, но и на Западе.
В 364 году Евсевий, епископ Кесарии Каппадокийской, убедил св. Василия принять сан пресвитера. А в 370 году, св. Василий стал его преемником на епископской кафедре. Здесь он проявил огромную активность в самых разных направлениях: он много помогал бедным, строил больницы, странноприимницы и другие учреждения такого рода. Конечно, очень важна его деятельность по умирению Церкви. Он не только боролся с арианством, бескомпромиссно защищал Православие, но также и любовью и убеждением целые группы умеренных ариан привел к единству с православными.
Св. Василий Великий очень смело выступал против попыток арианствующей государственной власти подавить православие. Когда к нему явился посланец императора, на все его угрозы св. Василий отвечал настолько твердо и непоколебимо, что пораженный сановник, в конце концов, сказал: "Со мной еще никто никогда так не говорил", на что св. Василий ответил: "Значит ты никогда не встречался с епископом", хотя на самом деле ему приходилось часто встречаться с епископами, в том числе с православными, но далеко не все были так тверды, как свт. Василий. Св. Василий смог защитить свою церковь поскольку он пользовался полной поддержкой народа в своей Каппадокии. Он возглавлял не только епархию, но и весь церковный округ.
Среди творений свт. Василия самую важную группу составляют догматические творения, и, в первую очередь, "Против Евномия", крайнего арианина. В то время, как православные защищали Никейский догмат о "единосущии" Отца и Сына, умеренные ариане предлагали разные другие формулы, в частности, полуариане говорили о "подобосущии", а евномиане – о «неподобии» Отца и Сына. К догматическому спору эпохи относится и другое важнейшее сочинение св. Василия "О Святом Духе".
Особый раздел сочинений св. Василия составляют творения педагогические. Из них весьма знаменито "Слово к юношам", о том, как извлекать пользу из сочинений языческих писателей.
Свт. Василий много проповедовал. Он не составлял зкзегетических трактатов, как многие его современники, но комментировал Священное Писание в проповедях. Самые известные его проповеди на Священное Писание — это "Шестоднев", беседы на начало книги "Бытия", где повествуется о сотворении мира. Эти проповеди он произнес Великим Постом в течение одной недели. В них свт. Василий отмежевывается от аллегоризма в толковании св. истории сотворения мира; он критикует как языческие представления о мироздании, так и манихейские воззрения.
Важный раздел творений св. Василия Великого — это письма, которые составляют ок. 1/3 его творений. Его письма канонического содержания включены в книгу «Правил», как Правила свт. Василия Великого.
Свт. Василий произвел литургическую реформу в Кесарии, когда он был еще простым пресвитером. Он ввел новые чины, например, чин Первого Часа, антифонное пение и т.д. Из писем самого Василия мы знаем, что его неоднократно упрекали, как литургического новатора. Хотя у нас нет точных сведений об авторстве Литургии свт. Василия, в то же время нет никаких оснований сомневаться, что Литургия действительно принадлежит самому свт. Василию.
Главная богословская заслуга Василия Великого — это борьба за утверждение Православия, Никейского догмата. В этой борьбе св. Василию и его друзьям принадлежат очень важные терминологические уточнения, т.к., когда начинались арианские споры еще не было никакой точности в триадологической терминологии. Это весьма осложняло задачу богословия. Может показаться странным, но до св. Василия даже защитники Никейского вероопределения, такие, как свт. Афанасий Великий употребляли эти два слова, как синонимы, что соответствовало общеязыковому словоупотреблению. Например, в одном из последних творений свт. Афанасий пишет буквально следующее: "Ипостась — есть усиа". Это не означает ничего иного, как простое "бытие".
Свт. Василий утвердил раз и навсегда значение слов "сущность" (ουσια) и "ипостась". Он доказал и убедил Православных признать, что единственная приемлемая формула, когда говорят о Святой Троице, — это «единая Сущность и Три Ипостаси», т.е. употреблять слово "ипостась" в значении "сущность" недопустимо[46].
Св. ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ (ок. 330 – 389 или 390 гг.)
С жизнью Василия Великого тесно связана жизнь его друга Григория Богослова (или Назианзина, как его называют на Западе), который был несколько старше его по возрасту. Св. Григорий родился в Каппадокийской области в местечке Арианзе, близ Назианза, где отец его был сначала градоначальником, а потом епископом.
Первоначальные наставления в истинах христианской веры Григорий получил от своей матери Нонны, отличавшейся высоким благочестием. Дальнейшее образование получил в школах Кесарии Каппадокийской и Кесарии Палестинской, где после Оригена была основана богатая библиотека. 24-х лет от роду он отправился для довершения образования в Афины. На пути туда его застигла страшная буря, продолжавшаяся 24 дня. Григорий еще не был крещен, и его ужасала, мысль, что он может умереть, не получив крещения. Он горячо молился, чтобы Бог спас его, и дал обет посвятить Ему свою жизнь. Буря утихла, и опасность миновала.
Здесь же он познакомился с Юлианом Отступником и с горечью сказал: "Какое зло воспитывает Римская империя!" По окончании образования он некоторое время был учителем красноречия в Афинах. Возвратившись домой, принял крещение. По приглашению своего друга Василия, поселился с ним в его Понтийской пустыне.
Пустынное уединение было по душе Григорию, но отец вызвал его из уединения и посвятил против его воли в сан пресвитера (361 г.). Высота этого сана настолько смутила Григория, что он бежал назад в пустыню, но скоро вернулся к отцу и помогал ему в пастырском служении. Василий Великий через десять лет возвел его в сан епископа (371 г.)
При своей склонности к уединенной жизни Григорий неохотно принимал этот сан, обязанности которого ставили его лицом к лицу с суетой мирской жизни. Сасима, куда был назначен епископом Григорий, был захолустным городком Каппадокии, и более обязывал его к разбирательствам в ссорах торговцев, чем к проповеди и созерцанию. Поэтому он уклонился от этого назначения. Оставшись в Назианзе, он помогал отцу в управления Церковью.
«В 379 году уже после смерти св. Василия Великого, св. Григория пригласила православная община Константинополя. Константинополь уже на II Вселенском соборе был признан вторым по значению городом в Церкви после Рима. Константинопольская кафедра получила такое высокое место. Но в тот момент, когда св. Григорий приехал в Константинополь, там положение было очень трудное потому, что господствовало арианство и все храмы находились в руках еретиков-ариан. Св. Григорию пришлось возглавить поначалу очень небольшую православную общину и, для совершения богослужения, был избран парадный зал в доме одного родственника св. Григория, где он и поселился. Этот зал стал церковью, кафедральным собором св. Григория, где он совершал богослужения и проповедовал, и его проповеди вскоре стали привлекать большие толпы народа так, что эти слушатели уже никак не помещались в небольшом зале частного дома.
24 декабря 380 года в Константинополь триумфально вошел православный император Феодосий Великий. Православные получили все Константинопольские храмы, и вскоре был созван II Вселенский собор. Однако, положение в Церкви все равно было нелегким, особенно для такого нежного и тонкого человека, как св. Григорий Богослов. Дело в том, что Александрийский епископ, понимая важность Константинопольской кафедры, сожалел, что она была занята без всякого его влияния, без всякого участия Александрийской церкви, и решил посадить туда своего человека. Этот человек втерся в доверие к св. Григорию, был им крещен, рукоположен в низшие степени, и затем, этот же человек был совершенно незаконно рукоположен в епископа Константинопольского при живом епископе свт. Григории. Все это причинило такие страдания св. Григорию, что он, не дожидаясь окончания II Вселенского собора, предпочел сложить с себя полномочия Константинопольского епископа. Произнеся слово прощания перед своей паствой, он удалился в город Назианз, где некоторое время нес епископское служение. Однако, в 384 году он нашел себе достойного преемника и освободил себя также и от этого служения. Последние годы своей жизни св. Григорий провел в Арианзе, в родительском имении, уже полностью предаваясь созерцательной жизни.
Все творения св. Григория, — это два тома дореволюционного издания, т.е. св. Григорий не писал много. Он не оставил ни одного библейского комментария, ни одного трактата; все, что он писал — это "Слова", стихотворения и письма. "Слова" — это одно из совершеннейших творений ораторского искусства. Очень скоро его стали называть христианским Демосфеном. Уже в VI веке проповеди св. Григория изучались в школах и на них составлялись схолии, ученые комментарии.
Самые известные "Слова" св. Григория — это "Пять слов о богословии". Они, прежде всего, и обеспечили ему название Богослова. В них мы находим очень важные рассуждения о самом методе богословия. Он говорит об источниках богословия, о требованиях, которые предъявляются к богослову; о том, кто в Церкви имеет особые учительские полномочия, а также о праве Церкви давать такие вероучительные определения, которые обязательны для каждого члена Церкви. Это очень важно и достаточно ново: это стало возможным только тогда, когда в Церкви стали возможны Вселенские соборы.
Защита православного учения о Пресвятой Троице — одна из главных богословских тем св. Григория. В сравнении со св. Василием Великим св. Григорий больше говорит о единстве Божественных Лиц и о монархии, единоначалии. Он яснее говорит об отношениях между Божественными Лицами, чем свт. Василий. Он прямо говорит о том, что Св. Дух есть Бог. Два святителя как бы разделили задачи: свт. Григорий прямо и не обинуяся говорил о Божестве Св. Духа; свт. Василий подводил к этому учению, строя мост, по которому еретичествующие могли перейти на берег правой веры.
Очень важно христологическое учение св. Григория — учение о соединении Божества и человечества во Христе. Это учение всю свою значимость обнаружило в следующем, 5 веке, когда в Церкви начались христологические споры. На III и IV Вселенских соборах (5-й в.). вспоминали свт. Григория, и в деяниях этих соборов мы находим значительные фрагменты из его творений.
Опровергая Аполлинария, св. Григорий настаивает на полноте человечества во Христе и указывает, что Христос есть совершенный человек, т.е. полный человек, состоящий из тела и души. Св. Григорий объясняет это сотериологически: необходимо, чтобы во Христе была полнота человечества, потому что Бог спасает человека, соединив с Собой именно полноту человеческого естества, ибо «Что не воспринято, то не уврачевано, что не соединилось с Божеством, то не спасается». Поскольку Христос воспринимает всего человека, Он и исцеляет всего человека от греха и смерти.
В богословии всегда имеют большое значение вопросы терминологии, и в христологической области именно св. Григорий вступил на тот путь, на котором впоследствии оказалась вся вселенская Церковь: он начал применять в области христологии тринитарную терминологию (природа, ипостась, сущность). Большие затруднения в христологии последующего времени произошли от того, что многие богословы и святые отцы не стали применять к области христологии терминологию, выработанную и принятую Церковью в ходе тринитарных споров»[47].
Св. ГРИГОРИЙ НИССКИЙ (335-396 годы)
был лет на пять младше своего брата, св. Василия Великого, который принял большое участие в его воспитании. Образование он получил в школах своего родного города. Вследствие изменившихся домашних условий Григорий не мог завершить своего образования в Афинах. Но, наделенный от природы богатыми дарованиями, он самостоятельно овладел философией и богословием. Особенно сильное влияние на него имел Ориген, сочинения которого он изучал с особым усердием.
«В юности св. Григорий желал посвятить свою жизнь церковному служению и стал чтецом, но впоследствии решил сделать светскую карьеру — стал учителем риторики и женился. Однако, под влиянием св. Григория Богослова, он оставил мир и удалился в монастырь св. Василия Великого, где пробыл десять лет. Василий Великий вызвал его из монашеского уединения и посвятил в сан епископа в Ниссу, городок Каппадокии, который стал известен в истории благодаря тому, что это была кафедра Григория. Как и Григорий Богослов он не избежал борьбы с арианами. Обвиненный в растрате доходов своей кафедры, он был вынужден странствовать два года в большой бедности, враги поносили его. При императоре Грациане, при восторженном настроении своей паствы, он вернулся на свою кафедру. Как деятель Церкви Григорий Нисский мало известен. Известно, что он по поручению Антиохийского собора посетил церкви в Аравии. В 381 году он участвовал во Втором Вселенском соборе. В 396 году Григорий скончался.
В ряду Великих каппадокийцев св. Григорий Нисский был самым большим философом: он применял философию для решения богословских проблем»[48].
Особое значение для богословия имеют его "Сочинения против Евномия" и "Великое огласительное слово". Первое представляет из себя обширнейший противо-арианский трактат, с опровержением всех доводов арианского учения. Второе – богословско-философскую защиту христианского учения о Троице, искуплении, крещении, причащении, против еретиков, язычников и иудеев. Это вторая после Оригена попытка изложения системы христианского богословия.
В своих богословских воззрениях Григорий находился под более сильным влиянием Оригена, чем другие отцы Церкви. У него тот же оригеновский идеализм, то же мнение относительно вечности мучений и их свойства, та же вера в окончательное восстановление всех вещей. Но он не был слепым подражателем Оригена: в его суждениях было много самостоятельного и самобытного. Он не допускал, например, оригеновского учения о предсуществовании душ. Каждая душа, по его мнению, развивается вместе о телом из семени.
Кроме догматических сочинений св. Григорию принадлежит много толкований, бесед и писем, а также житие его сестры св. Макрины, в которой он видит идеал игуменского служения.
Прп. ИСИДОР ПЕЛУСИОТ († 440г.)
родился в Александрии, в богатой и благородной семье, получил прекрасное образование, но в молодых летах оставил мир и удалился в пустыню. Молитва и подвиги сочетались у него с занятиями богословскими науками. Для пополнения своих знаний совершил путешествие в Константинополь и слушал там Иоанна Златоуста. Оттуда он опять возвратился в свою пустыню и собрал около себя общество подвижников. Там он проводил жизнь подобно Иоанну Крестителю: одевался в одежду из жесткого волоса и питался только кореньями и травами.
По своему богословию прп. Исидор больше примыкает к писателям Антиохийской школы. Его богословское наследие имеет эпистолярный характер, он написал до 10 тысяч писем, из которых только пятая часть уцелела до нашего времени. Его толкования наиболее трудных мест Писания отличаются ясностью, простотой и здравомыслием.
Как учитель нравственности, Исидор смело обличает недостатки современнго ему общества. Он не стесняется, подобно Златоусту, выступать обличителем сильных мира сего, не боясь их гнева. Так, Кирилла Александрийского он порицает за недостаток сдержанности и меры в борьбе с Несторием. Он советует ему действовать спокойно и хладнокровно, потому что "пристрастие недальновидно, а ненависть и вовсе ничего не видит!" На таком же смелом языке обращается он и к императору Феодосию Младшему.
Но особенно строго он бичует недостатки монашества того времени. Сам строгий подвижник, он не мог снисходительно смотреть на уклонения от правил монашества. С беспощадной суровостью и откровенностью рисует он в своих письмах праздность, скупость и бродячую жизнь иноков того времени. В письмах этого рода язык Пелусиота отличается особенной силой. "Тебе уже много лет,- писал Исидор одному престарелому монаху Пелагию,- однако все еще имеешь неугомонную мысль, из одной обители переходя в другую и во всякой пробуя, какова трапеза. Поэтому если занимает тебя запах жирных яств и вкусное приготовление лакомых снедей, то лучше уже ласкайся к людям чиновным и обнюхивай в городах кухонные очаги, потому что пустынники не в состоянии угощать тебя так роскошно" (Письмо 314). В письмах догматического содержания (по вопросу о двух естествах в Иисусе Христе) он выступал поборником чистого церковного учения.
Св. КИРИЛЛ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ († 444 г.)
был племянником архиепископа Александрийского Феофила - врага Златоуста, и под его руководством получил свое образование. По своим познаниям был выдающимся человеком своего времени: знаком был с церковными и классическими писателями, а Священное Писание почти все знал на память. Причисленный к клиру Александрийской Церкви, Кирилл по поручению своего дяди часто занимался проповедью слова Божия и приобрел общее уважение православных.
После Феофила (412 г.) он по общему желанию клира и народа избран был ему в преемники, Св. Кирилл отличался сильным характером, непреклонной волей и особенной ревностью о чистоте веры. С появлением ереси Нестория вся энергия святителя сосредоточилась на борьбе с ней и защите православия.
Среди его догматических произведений: трактаты о Святой Троице, о правой вере, против Нестория, двенадцать анафематизмов против него же, схолии о воплощении Единородного и сочинение против аполлинаристов, о вочеловечении Господа. Раскрытие и объяснение догмата о единстве лица в Иисусе Христе, о сохранении в нем двух природ, составляют главное содержание догматических трудов Кирилла. Его послания к Несторию и к Иоанну Антиохийскому соборами Ефесским и Халкидонским признаны "правилом веры для всех времен".
Но в христологии Кирилла, по существу православной, его противники (богословы несторианского направления) усматривали монофизитство. Поводом к этому явилось неточное употребление св. Кириллом понятий "естество" и "лицо - ипостась". Так, у него встречалось выражение: "едино естество Бога Слова воплощенное", вместо "едина ипостась Бога Слова воплощенная". Такое выражение, действительно, заключало в себе мысль об одном естестве во Христе. Но все подобные выражения Кириллом выяснены в православном духе с такой силой, что его православная репутация не подвергалась сомнению.
Свт. Кирилл замечателен и как экзегет. В своих толкованиях (на пятикнижие Моисея, "Песнь песней", псалмы; на книги пророков Исайи, Иезекииля и 12-ти малых пророков; на Евангелия Луки и Иоанна, на Евангелие Матфея (сохранились отрывки), на послания ап. Павла к Коринфянам и Евреям) он не был слепым сторонником Алексанадрийской школы. В некоторых толкованиях он преимущественно раскрывал буквальный, исторический смысл священного текста, в других отдавал преимущественно таинственному смыслу. Аллегорический метод толкования особенно широко применялся им при объяснении обрядовых постановлений закона Моисея с целью показать, что Иисус Христос, возвещая поклонение Богу в духе и истине, не разорял этим ветхозаветного закона, но исполнял его. Лучшими из его толкований считаются толкования на книгу "Песнь песней" и Евангелие от Луки.
Кроме того, Кириллу принадлежит много бесед нравоучительного характера на разные праздничные дни, которые греческие епископы обязывались заучивать наизусть для произнесения в церкви.
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 1524;