Восточная Римская империя в средние века. Славяне западные и южные. Византия и Рим.
Считается, что славяне – выходцы из Северного Прикарпатья, продвигались на север - к Балтийскому морю, на запад - к Эльбе, на юг - до Адриатики и Балкан.
Три основные группы:
- восточные;
- западные: чехи, моравы, словаки, поляки;
- южные: словенцы, хорваты, сербы, болгары.
По образу жизни и по религиозным воззрениям были близки с германцами: основной род занятий - общинное земледелие; вели оседлый образ жизни, создавали племенные союзы; князья сочетают в себе законодательную, исполнительную и судебную власть. Почитаемые боги: Сварог - божество неба, отец всех богов «сварожычей», даждь-бог, Перун, Световид, Велес. Славяне ведут активную торговлю со многими странами. Они простодушны, доверчивы и воинственны как германцы.
Южные и восточные славяне непосредственно соприкасались с Византией. С III в. начинается их заселение на Балканы. Подобно готам, они живя в Империи, поступали на службу, приобретали земельные наделы. С V века в Византии появляются сановники со славянскими именами. Например, императоры Юстин и Юстиниан Великий - славянского происхождения.
В начале отношения между язычниками-славянами и христианской Византией были натянутыми. Святослав и Олег вели даже войны с Константинополем. Если бы не коварное убийство Святослава, то непонятно, как бы еще пошла история. Олег же совершил удачный поход на Константинополь и в знак победы «прибил свой щит на врата Царьграда», как повествует Нестор Летописец. Но вот в 9 в. южные славяне (болгары), а в 10 в. - восточные (руссы) принимают от Византии веру и просвещение. В деле просвещения огромную роль сыграли свв. братья Кирилл (в миру – Константин Философ) и Мефодий.
Константин и Мефодий родились в Солуни (Фессалоники). С 14 лет Константин жил при дворе и воспитывался вместе с императором Михаилом III. В числе учителей был свт. Фотий. Затем Константин был библиотекарем при храме св. Софии, учителем философии; побывал в Сирии, где оспаривал магометанских мудрецов. Мефодий в это время был госчиновником и управлял одной из областей около 10 лет, после чего принял монашество в Олимпийском монастыре. Туда же пришел возвратившийся из Сирии Константин, там они прожили несколько лет, затем были направлены с миссией к хазарам на берега Дона и низовья Волги. Есть предположение, что миссия проходила не в столице Каганата, а тех районах, где впоследствии образовалась Киевская Русь. Далее по завершении хазарской миссии братья отправлены к моравам. В 862 г. они прибыли в Велеград, их принял сам князь Ростислав, который хотел дать своей Церкви понятное богослужение на славянском языке.
Немецкое же духовенство того времени исповедует «трёхъязычную ересь», согласно которой только 3 языка допустимы для проповеди Евангелия, греческий, еврейский и римский (латынь), т.е. те, на которых была сделана надпись на кресте Спасителя. Итак Франкское духовенство спорит с Кириллом и Мефодием. Братьев вызывает на суд властный папа Николай I, но, пока они ехали, на кафедру взошел папа Адриан II, который и встречал братьев. Он был мягче характером, хотя такого же высокого мнения об исключительности папства.
Адриан совершил обедню на славянском языке в Риме. Он вообще был мудр - он не хотел утратить свое влияние на славян - моравов, поэтому признал заслуги Кирилла и Мефодия.
В 869 г. св. Кирилл скончался в Риме, а Мефодий получил назначение мораво-паннонского епископа и распространял славянское богослужение среди хорватов, там оно сохранилось до 19 в. В жизни свт. Мефодий испытал гонения и заключение от франко-германского духовенства.
В 871 г. на престоле оказывается племянник Ростислава - Святополк. Святополк создал державу, которая объединила почти все западное славянство; т.о. это как бы начало славянской государственности. Из этой отправной точки видится возникновение Болгарского государства, Руси, Польского государства (все это 9 в.). Именно в пределах Моравского государства и проходила проповедь св. Мефодия. Скончался он в 885 г. в Велеграде. Велико-моравскую державу разрушили венгры (мадьяры). Они пришли с востока и обосновались первоначально на территории современной Молдавии. Затем германский король Арнульд натравил их на моравов, приблизительно в 907 г. Т.о. Велико-моравская держава Святополка распалась, сам он был убит в бою, а земли достались венграм, которые теперь обрели место для своего государства.
Болгарское государство.Болгары приходят в Мёзию, имперскую область, где уже в это время среди местного населения распространено христианство. У самих болгар христианство также было известно через пленных.
В 852 г. на престол Болгарского царства вступил князь Борис (Богорис). Он много воевал и однажды, во время одного из походов, - крестился. Его восприемником (крестным отцом) стал сам император Византии, печально знаменитый, Михаил III. Имя новокрещенного также становится Михаил. Богорис крестил и своих подданных, но епископа для Болгарского народа греки не дали и тогда Борис-Михаил обратился в Рим. Там в этот момент правит папа Николай I (один из самых властолюбивых, имеющий очень высокое понятие о достоинстве папских полномочий). Он ставит болгарам 2-х епископов. К славянам те прибыли в сопровождении воинских отрядов и разогнали греческих священников, решив, что это и есть их первоочередная задача.
Борис-Михаил возражал против таких действий, он хотел своего кандидата на епископскую кафедру, и требовал этого от папы Николая I. Этот спор продолжили и при следующем папе Адриане II. Наконец, Борис отправил послов к византийскому императору Василию Македонянину, и с его помощью утвердил греческую, а не латинскую, иерархию. Т.о. Болгария приняла греческую ориентацию. Здесь нашли приют изгнанные из Моравии немецким духовенством ученики св. Мефодия (около 200 чел.). Эти ученики были радушно приняты Борисом и заложили культурную основу для следующей «Симеоновской эпохи» Болгарского царства. Сын Бориса - Симеон сменяет на престоле своего отца, когда тот уходит в монастырь примерно в 882 году.
Понятие «Симеоновская Болгария» связывается с расцветом культуры у славян. Сам князь образован, хороший полководец - он одерживает несколько побед над греками и венграми. Симеоновская эпоха – это золотой век болгарской литературы и письменности. Плодами этого времени впоследствии пользовались и наши предки после крещения Руси, т.к. переводы книг приходили именно из Болгарии.
Симеон ведет обширное строительство в стране. Князь принял титул цезаря болгар и греков. У самих греков ситуация в политике с болгарами тяжелая и они соглашаются с этим титулом, который закрепился за болгарскими правителями до XIV в. Титул цезаря требует наличия рядом и равнодостойного церковного титула. Так болгарский архиепископ становится патриархом. Неизвестно, правда, от кого Симеон получил царскую корону, возможно, что и от папы.
Для греков симеоновская эпоха - время крайне беспокойное. Болгары угрожают им военной силой.
Границы Болгарии: на юге - до Солуни и Константинополя, на западе - до Адриатики, на севере - далее Дуная.
927 - 969 гг. - время проявления следующего правителя Болгарии, преемника Симеона, - Петра. Петр - человек кроткий, миролюбивый, совсем не похожий ни на Бориса, ни на умершего Симеона. При Петре начинается распад. Петр не обладает волей и характером государственного человека. Отделяется Западная Болгария, вспыхивает и распространяется ересь Богомилов. Появляется опасный сосед - Святослав Киевский, который в довершение бед ослабляет болгар своими походами. Святослав даже хотел перенести столицу своего княжества поближе к границам империи, на Дунай, откуда мог бы нападать и на болгар и на саму Византию. Грекам удалось подговорить печенегов «устранить» Святослава, после чего, греки сами захватили восточную часть разделившейся ослабленной Болгарии. Но вскоре болгары опять изгнали их, а восток и запад Болгарии вновь воссоединились.
В X-XI вв. – шли постоянные жестокие войны болгар с греками, а в 1018г. император Василий по прозвищу «болгаробоец» установил византийское владычество, от которого болгары смогли избавиться только в XIIв. В XIV в. болгары вновь под гнетом - они подчиняются сербам, а затем османам.
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 1028;