Милетская школа. Гераклит.
Представителями являются: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Они считали, что существует первоначало – архэ.
У Фалеса архэ – вода; вещи одушевленны (например магнит) и закончив свой срок земного существования переходят в воду.
У Анаксимандра архэ – Апейрон, т. е. беспредельное. Из беспредельного порождается предельное и не вечное – вещи, живые существа (в том числе и люди). Апейрон мстит всему предельному за его обособление, т. е. разрушает все предельное восстанавливая единство беспредельного.
У Анаксимена архэ – воздух.
Гераклит – древнегреческий философ-материалист, один из основоположников диалектики. Он учил, что “мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим”. Огонь – это первовещество. Огонь превращается в землю и воду, т. е. единое становится многим и всем. Он считал, что все существует и, в то же время, не существует, т. к. все течет и постоянно изменяется, возникает и исчезает, мир состоит из противоположностей, ведущих между собой борьбу и вэтой борьбе видел причину развития.
Элеаты
Ксенофан считал, что боги – создания человека. Он отмечал, что боги в изображении Гомера и Гесиода внешне не отличались от человека и если бы животные могли рисовать, то их боги были бы похожи на них. Подлинный бог – единичен, не имеет ничего общего с людьми. Он неподвижен, ибо ни к чему движение тому, кто являет собой абсолютное совершенство. Самой совершенной фигурой считали шар, следовательно, бог шарообразен. Бог представляет собой не тело, а мысль.
Парменид считал, что существует множество мнений, но лишь в одном случае мнение будет истинным – в том, когда оно совпадает с реальными ее характеристиками. Он считал, что небытие не существует, т. к. если предположить, что небытие реально, то оно существует, а следовательно обладает бытием. Он также считал, что нельзя отождествлять бытие и небытие, т. к. в этом случае очевидно противоречие: об одном и том же явлении высказываются два противоположных суждения, каждое из которых претендует на истинность, а истина только одна. Бытие неделимо и неподвижно, доступно только для разума. Единое Парменида = бог Ксенофана.
Зенон – не создал своего учения, но придумал остроумный способ доказать доктрины Ксенофана-Парменида – апории Зенона (летящая стрела не летит, т. к. в каждый момент полета находится в определенной точке, и зафиксировать момент движения не удается).
Мелис – представитель элейской школы.
Дата добавления: 2016-03-15; просмотров: 1081;