Александрийская экзегеза
Совершенно иной характер имело иудейское толкование Священного Писания в Александрии. Здесь находился центр эллинистической культуры. Целью иудейских экзегетов было показать, что библейские рассказы, которые могли восприниматься образованными греками как собрание мифов, – на самом деле скрывают в себе глубокую мудрость, которая ничем не уступает учению древнегреческих философов. Здесь главным инструментом для экзегета стал аллегорический метод толкования священного текста.
Можно упомянуть о нескольких экзегетах, которые шли этим путем. Наиболее известные представители этого направления – Аристовул (II в. до Р.Х.), Иосиф Флавий (I в. по Р.Х.) и, пожалуй, самый знаменитый из них – Филон Александрийский (I в. по Р.Х.) Почитая библейских святых, он в то же время увлекается идеями классиков греческой философии, Платона, Зенона, пифагорейцев. По словам Филона, буквально-исторический смысл Писания предназначен для людей невежественных, для «толпы неспособной понимать высшую божественную мудрость». Экзегет, обладающий духовным ведением, должен усматривать в тексте подлинный мистический смысл. Этот смысл скрыт за буквой Писания, его словами и выражениями. Каждое из них является на самом деле аллегорией, метафорой, которую необходимо дешифровать. Так, например, Филон вполне справедливо призывал не понимать буквально те выражения, которые говорят о Боге в человеческих категориях (т.н. антропоморфизмы и антропофатизмы). Однако, он на этом не останавливался: в таком же аллегорическом ключе Филон предлагал понимать многие исторические библейские повествования. Так, например, история путешествия Авраама из Ура Халдейского в Ханаан (см. Быт. 12:1 – 25:8) – символ духовного восхождения, история о путешествии души, которая возрастает в своей мудрости. Иаков, который пересекает Иордан, держа в руках посох (см. Быт. 32:10) – символ победы порядка над хаосом, аллегорией которого выступает Иордан. В результате подобной экзегезы события священной истории теряли свое непосредственное значение и превращались в отвлеченные абстракции и безжизненные философские идеи. Рис. 4.
Крупными иудейскими экзегетическими центрами являлись:
а) Палестина, Сирия, Вавилон (-)
б) Александрия, Сирия, Палестина (-)
в) Александрия, Вавилон, Палестина (+)
Литература
1. Десницкий А. Введение в библейскую экзегетику. М., 2011. С. 86 – 92.
2. Корсунский И.Н. Иудейское толкование Ветхого Завета. М., 2007.
3. Тисельтон Э. Герменевтика. Черкассы, 2011. С. 69 – 80.
4. Юнгеров П.А. Введение в ВЗ. Кн. 1 (Пятый отдел. История толкования ветхозаветных книг).
5. Герменевтика библейская / Православная энциклопедия http://www.pravenc.ru/text/164827.html
Дата добавления: 2016-04-06; просмотров: 1104;