Умножение церковных должностей.
Изначально в Церкви существует 3 степени священства: епископ, пресвитер, диакон. Затем в течение времени добавляется ряд низших должностей. Это происходит еще в доконстантиновскую эпоху. В 252 году Римская церковь насчитывает в себе: 46 пресвитеров, 7 диаконов, 7 иподьяконов, 42 аколуфа, 52 экзорциста, лектора и костиария. Также в это число входят: всалты, диакониссы, копианты (гробокопатели). Увеличение клира в 4-м веке обусловлено легализацией Церкви эдиктами 313 года. Церковь расширяет сферу своей деятельности. Богослужение становится более торжественным и отсюда происходит увеличение клира.
Функции клира.
Чтецы(лекторы): наряду с пресвитерами и диаконами иногда представляли епископа на соборах. Арльский собор 314 г. имеет в деяниях подписи лектора и экзорциста. Экзорцисты стояли на одном уровне с лекторами. Их основная функция - чтение молитв над одержимыми, и надзор за оглашенными.
Аколуфы и иподьяконы стоят на одной ступени, более высокой, чем чтецы. По пребывании в своей степени 4-5 лет могли претендовать на получение сана. Аколуфы состоят при епископах и разносят святые тайны по домам, т.к. изначально богослужение совершал только епископ; пресвитеры были только ограниченными легатами от епископа.
Копиаты (трудники) на Востоке или, fossores – могильщики на Западе. Они также принадлежат к младшим клирикам. Занимались копанием катакомб. Документально о них известно с IV в., но разумеется они были и ранее. При Феодосии II таких трудников в Константинополе было около 1000 чел. Так много, потому что в число копиатов-клириков добавлялись добровольцы из мирян. Эти добровольцы в клир не входили. Их было в Константинополе около 950 человек. Они имели свои названия:
Лектикарии - обслуживали благотворительные учреждения, ухаживали за больными;
Деканы, Параволаны - помогали при погребениях;
Согласно Болотову, лектикарии и деканы служили при погребении, и не входили в число клириков-копиатов. Параволаны же ухаживали за больными. Он считает, что хотя в клир они не входили, но обладали рядом привилегий, поэтому в ряды параволанов и был приток людей, в т.ч. из богатых сословий. Часто параволаны участвуют в народных возмущениях и митингах. Особенно по догматическим вопросам. Это как бы воинство, народное ополчение. Трудились они бесплатно. Управлял ими епископ, поэтому они были близки к клиру («полуклирики»). Из истории известно одно из самых ярких выступлений параволанов - на «разбойничьем соборе» в Эфесе (449 г.)
Диакониссы: это женщины в клире. Их появление вызвано сильным разобщением полов в бытовой жизни на Востоке. Ни епископ, ни пресвитер не могли долго общаться с женщинами, а нужно было кому-то наставлять их, готовить ко крещению, ухаживать за больными. Уже ап. Павел (1 Тим. 5,3; Тит. 2,3-5) упоминает о вдовах. В Африканской Церкви диакониссы помогали при крещении женщин, учили их вопросам-ответам при этом таинстве. Канонический возраст их - 60 лет. Халкидонский собор в 15 Правиле снизил их возрастной ценз до 40 лет. Это правило закреплено на Трулльском соборе 692г.
Старшая диаконисса именовалась ПРЕСВИТИДА.
Никейский собор 19 правилом утверждает, что диакониссы - члены клира и поставляются через рукоположение. Лаодикийский собор, напротив, запрещает их церковное поставление в 11 Правиле.
Служение диаконисс было распространено на Востоке, на Западе этот институт в связи с безбрачием духовенства был вскоре упразднен, т.к. могли не правильно истолковать присутствие женщин в безбрачном клире.
Западные соборы (в 441г. Оранжский, в 533г. Арлеанский) запрещают поставление диаконисс, а уже поставленных переводят в разряд мирян. Таким образом, уже в V в. видим на Западе исчезновение этой должности. Основной причиной называют неактуальность должности, т.к. крестить взрослых к V в. практически перестают, а именно для этого была введена эта должность. Но на самом деле основная причина - безбрачие клира. На Востоке, напротив, штат диаконисс увеличивается за счет жен епископов. Существуют они до XII в.
Все вышеперечисленные должности кроме деканов и параволанов имеют отношение к богослужению. Однако есть в Церкви должности, связанные с внешними проявлениями церковной жизни.
Нотарии - это должность, но не звание. Они ведут протоколы, записи церковных дел. Эту должность могут занимать и чтецы, и послушники, и иподьяконы и диаконы. Должность эта очень выгодна, т.к. через нотария проходит вся деятельность, вся переписка епископа. Этот человек в курсе всех дел. «Писанина - удел писцов, а не высоких умов» - так считалось в древности. Поэтому епископ не писал, а диктовал. И в силу своей осведомленности нотарии были часто избираемы на кафедру по смерти епископа. Так Афанасий Великий был писцом-нотарием. Нотарии имели важное значение на соборах. Были даже пресвитеры-нотарии, например, на Эфесском соборе 431 г. главным писцом был пресвитер Петр. Были и святые нотарии. Так 25 октября совершается память мучеников-нотариев Маркирия и Маркиана.
Хартофилаксы - это также должность. Первые документальные сведения о ней относятся к 536 г. Хартофелакс – это архиварий, он заведует канцелярией. Это выборная должность из числа нотариев.
Эконом - хозяйственная должность. Она утверждена на Халкидонском соборе 451 г. Цель утверждения - «чтобы епископ был не зазорен», т.е. чтобы он не был причастен к деньгам. В Константинопольской Церкви должность эконома занимал диакон. В Александрии - пресвитер и архипресвитер (т.е. протоиерей). В силу своих обязанностей и власти эконом являлся 1-м лицом после епископа.
Скевофелакс - должность, введенная в VI в. для заведования церковной утварью и драгоценностями, в связи с увеличением церковных богатств. Иногда он исполнял и функции казначея. Первый известный среди них – Феодор, пресвитер Антиохийский, усечен мечем при Юлиане за отказ выдать церковные ценности.
Сакеларии и сакеллии - заведуют денежными суммами (т.е. это казначей). Должность диаконов и пресвитеров.
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 783;