Формы церковных союзов
Рассмотрим различные формы церковных союзов (мы говорили, что изначально община и поместная церковь полностью совпадали).
Приход.
Не в нашем понимании, а в понимании общины, объединяющей христиан, как правило, одного города. Потому что христианство шло из города в сельскую местность. Во главе этого союза/прихода стоит епископ. Ибо Церкви без епископа не бывает, где Церковь, там и епископ. Для нас эта практика кажется немного странной, непривычной. А, скажем, в Италии в каждом, даже самом маленьком, городке есть кафедрале, т.е. кафедральный собор, где совершает богослужение епископ. Т.е. если есть город, значит должен быть и непременно епископ.
Но все же, в те древние времена, по мере распространения христианства, возникали мелкие общины, назначать в которые епископа не считали возможным. Поэтому этими общинами управляли лица более низких иерархических степеней. Пресвитеры и даже диаконы. А также хорепископы. Хорепископ – это не викарий, это епископ, который обладает всеми епископскими правами, кроме права рукополагать. Это предположение В.В. Болотова. Нигде в соборных правилах этого нет. Просто, на основании некоторых логических размышлений, Болотов приходит к выводу, что хорепископ совершать хиротонию не мог. На западе в хорепископы низводились епископы, которых понизили за какой-либо дисциплинарный поступок, но не лишили сана (то, что в нашей практике невозможно, у нас нельзя из митрополита сделать архиепископа и понизить как-то; но тогда такая практика была). Поэтому там этот сан не прижился.
Позже, на Сардикийском соборе, было принято решение о запрете ставить в незначительные селения епископов. И появляется должность периодевта(греч.) или визитатора (лат.) – это пресвитер, осуществляющий надзор за данным приходом. Близко к нашему понятию благочинного, но поставляется к конкретному приходу. Сами названия изначально обозначали врача, посещавшего больных.
Первое время пресвитер на приходе ощущает себя лицом временным, прикомандированным к этой малой общине, куда просто нельзя поставить епископа по каким-то соображениям. Сам он является клириком кафедрального храма. Этим подчеркивается его связь с епископом.
Если в Церкви начинались какие-то волнения, например в Испании, когда распространялось прискиллианство, верующие шли в кафедральный собор, как бы это ни было им неудобно, для того, чтобы быль ближе к епископу, и ощущать связь с Церковью более ощутимо.
Поскольку в сельской местности паства умножается, меняется понятие парикии (прихода) во главе с епископом; оно переосмысляется в приход, который управляется теперь пресвитером. Происходит это постепенно и в разных местах по-разному. У униатов западной Украины до сих пор сохранилось это название, но в ином звучании – парахия.
В Константинополе, при Юстиниане Великом, 3 главных храма имели один и тот же состав причта, он назывался «клир Великой Церкви». В Антиохии приходские церкви появляются уже в IV в. - раньше, чем где-либо. Они расположены в городских предместьях, на окраинах.
Наиболее медленно и достаточно болезненно проходил процесс становления прихода в Риме. Воспоминания о прежних отношениях, когда епископ по преимуществу был совершителем Литургии – это так называемый Ферментум в римской литургии. И в нашей традиции часть Агнца с надписанием IC не раздается народу, не вкушается пресвитером, а опускается в потир. Вот это возможно напоминание о той древней практике. В Риме особенно старались подчеркнуть единство Церкви (и Евхаристии) во времени и пространстве. Внешне это единство символизировалось таким обрядом: часть св. Тела с надписью «IC» - ферментум - полагалась в особом ковчежце и сохранялась до следующей Литургии, перед началом которой, выносилась навстречу епископу. И потом, после преложения Даров ее опускали в Потир. А в ковчежец клали другую частицу от новой Литургии. Т.е. от Литургии до Литургии часть Тела Христова сохраняется, как символ преемства (также сохранялась хлебная закваска - от выпечки до выпечки сохранялся кусок теста, который служил источником сквашивания новозамешанной муки; но сейчас, к сожалению, хлеб пекут на дрожжах, и эта замечательная библейская символика пшеницы и хлеба потеряла свою наглядность – прим. ред.). В древности именно от этой частицы, отделялись части Святого Тела и рассылались во все городские приходы. На приходе пресвитер, совершающий Евхаристию, опускал в Чашу ферментум, полученный в этот день от епископа.
На Западе приходы получают свою самостоятельность в VI веке. Это связано с экономическими отношениями. Т.е. ранее экономическая самостоятельность прихода не допускалась, все имущество, все доходы относились к епископской кафедре.
Итак, это самая малая единица церковного союза – приход (парикия).
Образование Митрополии и Патриархата[78]
Митрополии возникают из нескольких парикий, управляемых епископами. Так составляется митрополитанский округ. Епископов больше, чем в нашей традиции. Епископ в каждом городе, даже небольшом, вся его паства – прихожане кафедрального собора. Митрополия, митрополитанский округ соответствует гражданской провинции. И во главе этой единицы стоит епископ главного города. Главный город по гражданской терминологии назывался митрополией (столицей провинции). Епископ этого города и назывался митрополитом.
Наша система административно-территориального деления, русская, здесь совершенно не аналогична. Нечто подобное было решено сделать на соборе 1917-18 года. Было принято решение об образовании митрополитанских округов - для удобства управления, разумной децентрализации и для того, чтобы епископ был ближе к людям – это самое главное. Т.е. один митрополитанский округ со множеством епископов, которые подчиняются митрополиту, а тот в свою очередь отвечает перед патриархом и собором.
Впервые митрополичьи округа упоминаются на Первом Вселенском Соборе как существующий обычай. Правило поместного Антиохийского собора (333г.) оставляет за митрополитом право общего надзора за развитием церковной жизни в провинции, право визитации (инспекции), и митрополит является апелляционной инстанцией, к нему обращаются в случае несогласия с судом местного епископа.
Главный орган округа – это собор, который собирается дважды в год по приглашению и под председательством митрополита. А так же собор собирается в случае постановления нового епископа. Епископ избирается на этом соборе и поставляется. Совершенным считается тот собор, на котором присутствует митрополит. Без него епископы на собор не собираются. Однако и он не берет на себя дерзновение решать вопросы, которые входят только в компетенцию собора – эти решения будут незаконными. Т.е. совершенно иная система церковного управления, чем принятая сейчас в РПЦ. У нас любят ссылаться на древнюю церковь, говорить о почти абсолютной власти епископа, который сам все решает, сам действует. Оказывается – вот: древняя церковь, важные вопросы решаются собором епископов. Потому что действительно, если в епархии епископ и масса клириков (диаконов, священников), они по каноническому достоинству никак не могут с ним соперничать, стать на равных. А здесь митрополит и собор равных ему по благодати епископов. Решается соборно, а не монархически. Более того, он один как бы связан отсутствием собора.
В области своего административно территориального деления Церковь следует за государственной системой. По мнению Болотова, авторитет той или иной кафедры зависел от политического значения города. Рим, Александрия, Антиохия – выходят на первое место в первые же века христианской истории. Здесь Болотов полемизирует с распространенной точкой зрения, что авторитет той или иной кафедры определялся ее апостольским происхождением. Как он это доказывает? От противного. Ведь если бы смотрели на значение кафедры с точки зрения апостольского преемства, то было бы не Рим, Александрия, Антиохия, а было бы Иерусалим, Антиохия; и не когда бы Александрия не получила первенство перед Антиохией, как основанная св. ап. Марком, толкователем святого Петра. Поскольку по Евангелию: «несть ученик болий учителя своего». Т.е. была бы совершенно другая картина значимости этих кафедр.
Хотя, конечно, апостольское происхождение кафедры имело большое значение, но не определяющее. Оно уже как бы поддерживало фактический авторитет, который был создан определенными политическими обстоятельствами.
Епархия в то время не равнялась провинции. Ибо в епархии было несколько епископов. И вообще в IV веке епархий было меньше, чем провинций.
Еще одна единица, которую нам нужно рассмотреть – Экзархат – митрополичий округ. Нам нужно понять, что митрополичий округ это не большая епархия, не епархия с каким-то древним авторитетным городом во главе, где возглавляет ее митрополит, а само устройство митрополичьего округа таково, что это митрополит управляющий епископами, которые находятся на территории его округа.
Соответственно, Экзархат – это крупный и важный митрополичий округ, переходная ступень к патриархату, которая так и не завершилась созданием патриархата (по понятиям того времени, не нынешнего).
Начинается все с того, что из ряда епископий выделяются важнейшие: Рим, Александрия, Антиохия. Три столицы римского мира, чье политическое и церковное значение совпадают. Кафедры эти являются посредницами при отношении епископов друг с другом. Через Рим, Александрию, Антиохию они общаются. Послание Антиохийского собора (269г.) адресовано епископу Дионисию Римскому и Максиму Александрийскому. Т.е. это преимущество чести, а не власти. Это не значит, что обращаются в Рим как в высшую инстанцию. Ведь обращаются и в Александрию. Просто эти кафедры являются посредницами при общении Церквей. В то же время, 6-й канон Никейского собора говорит о том, что следует сохранять древние обычаи, чтобы епископ Александрийский заведовал Египтом, Ливией и Пентаполем, а Римский – десятью провинциями. Чтобы сохранялись и преимущества (власти) Антиохийской Церкви. Т.е. три кафедры имеют право чести (формально), продиктованное политическими и церковными причинами. Но, на практике, уже и некоторое право власти.
Последующие правила соборов эти положения развивают и, собственно говоря, это приводит к становлению патриархального строя в Восточной Церкви. Но не сразу. Потому, что патриарх, если бы эта система была завершенной, должен был бы стать третьей инстанцией суда (суд епископа, суд митрополита, суд патриарха). Этого пока еще не было в древней Церкви.
По мнению Болотова, в период арианских споров возникают единицы выше чем митрополии. С названиями: архиепископии, экзархаты и патриархаты. Чаще всего архиепископами называют Римского, Константинопольского, Александрийского и Антиохийского епископов. Почетный титул, подчеркивающий их особое положение. В IV веке возникает экзархат, например, Василий Великий – митрополит Каппадокийский и экзарх понтийского диоцеза; он имеет влияние на дела других епархий.
В актах Антиохийского собора (448г.) впервые появляется само слово экзарх. Это епископ Домн Антиохийский, который тут же именуется при этом архиепископом. А титул патриарха впервые мы встречаем у святителя Григория Богослова, но он именует патриархами всех епископов. Преимущественно престарелых и уважаемых по простой аналогии с патриархами библейскими (пока еще).
Далее возникает и новый патриархат – Иерусалимский. А развитие других трёх крупных экзархатов: Понтийского, Ассийского и Фракийского – тормозится (подавляется) образованием Константинопольского патриархата.
В актах Халкидонского собора патриарх, строго говоря, еще не отличается от экзарха и архиепископа. На нем дается дальнейшее развитие вопроса о церковной организации. Первая ступень церковного суда – суд епископа. Затем суд митрополита, а на его решения следует апеллировать или к экзарху, или к престолу царствующего града. Но экзархат в V веке уже уходит в прошлое.
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 988;