Константинопольский патриархат. Причины его возникновения.
В основе возвышения Константинополя – положение столичной кафедры. Новая столица, основанная святым равноапостольным Константином Великим. Второй Рим. Град Константина, который переносит столицу империи подальше от языческого Рима, хотя и там воздвигаются языческие храмы, жертвенники богам, свозятся предметы античного искусства. Но, тем не менее, это уже город новый, город христианский, и главное – город столичный. Именно благодаря своему положению столичного города Константинопольская кафедра возвышается. Уже II-й Вселенский Собор уравнивает Константинопольскую кафедру с Римской и другими апостольскими кафедрами. Римская – первая, Константинопольская – вторая, т.к. это кафедра царствующего города. Т.е., фактически, Рим ставится на второе место, т.к. он больше не столица. Причем это возвышение затрагивает права Александрийского патриарха. Против этих прав направлено третье правило II Вселенского Собора. Был случай: Александрийский патриарх Петр поставил в Константинополь Максима Циника, полагая, что это сфера его власти, как патриарха Александрийского. Но эти притязания были скоро ограничены.
Первоначально, после II Вселенского Собора епископы Константинополя даже не были изъяты из юрисдикции Ираклийского митрополита. Эти земли входили в митрополичий округ. Тем самым подчеркивалось, что это право чести, а не право власти. Однако Константинопольские епископы деятельно боролись за свои права. И православные, и ариане (еще в период арианских смут), ставили епископов в соседние епархии, входили в дела Ассийского и Понтийского диоцезов, постепенно подчиняя их себе.
При Златоусте права Константинополя распространились на Фракию, Ассию и Понт, всего 28 провинций. Это влияние превысило границы, установленные Вторым Вселенским Собором. Иоанн Златоуст ставит в Эфес экзарха и низлагает за симонию шестерых Ассийских епископов, и ни кто не возражает против его прав. Епископ Константинополя Аттик в 421 году выпросил у императора Феодосия Младшего закон о том, что без ведома епископа Константинополя не могут решаться никакие церковные дела в Ассии, Фракии и Понте. Т.е. он узаконил это положение при помощи государственной власти.
28 Правило Халкидонского собора гласит: «Константинополь - второй Рим». Константинополь ставит митрополитов во Фракийский, Ассийский и Понтийский диоцезы. Развивавшиеся Понтийский и Ассийский экзархаты так и не состоялись, потому что были подавлены властью Константинополя.
В чем тут сложность – нет еще четко установившейся терминологии. Экзархат, патриархат – все это еще в стадии формирования. Тот же Домн Антиохийский именуется то экзархом, то патриархом. Факт в том, что недавний суфрогант (зависимый от Ираклийского митрополита епископ Константинопольский) сам становится выше всех иерархов Востока, приемников святого Марка, святого Петра. Т.е. опять же здесь главную роль играют политические аспекты положения главного города империи.
Что еще повлияло? Многие митрополии отказались от избрания епископов из-за тех волнений, безобразий, нестроений, которые сопровождали выборы. Передали это добровольно в руки Константинополя, что, увеличило его вес. Периодически, на местах, не принимали иногда ставленников Константинополя, но это никак не могло повлиять на общее положение в Церкви.
Что еще влияет на возвышение Константинополя? То, что епископы часто прибегают к суду императора, апеллируют к императорской власти, а император, как правило, все церковные дела отдает епископу Константинополя, что тоже укрепляет его положение.
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 1062;