Значение Вселенских и Поместных соборов, их значение для формирования канонического права.
Высшим органом власти в христианской Церкви являлись соборы. Их постановлениям были обязаны подчиняться и патриархи. Благодаря благоприятным условиям, наступившим для Церкви со времени Константина Великого, соборная деятельность церкви достигла большого размаха.
По своему значению соборы этой эпохи делились на Поместные и Вселенские.
Поместные соборы собирались или в пределах митрополий, или в пределах патриархатов. В первом случае их постановления имели обязательное значение для митрополичьего округа, во втором - для патриархата. Однако постановления девяти Поместных соборов получили основополагающее значение для всех христианских Церквей. К ним относятся: Анкирский в Галатии (314 г.), Неокесарийский в Каппадокии (315г.), Гангрский в Пафлагонии (ок. 340г.), Антиохийский (341г.), Сардикийский (342-343 гг.), Лаодикийский ( 364 г.), Карфагенский (419-426 гг.), Константинопольскиесоборы861 и 879 годов.
Но неизмеримо выше по своему значению были Вселенские соборы. Они оправдывали свое название в силу своей вселенской власти, как последней безаппеляционной инстанции. На них были представители от церковных округов всей Римской империи, в т.ч. и епископы церквей, не входивших в состав империи. Таким образом на этих соборах был слышен голос всей христианской Церкви, а постановления и определения собора носили характер вселенской воли. Вот почему определения Вселенских соборов относительно догматического учения, богослужебных, канонических и дисциплинарных порядков имеют обязательное значение для всей христианской Церкви. Их историческое значение состоит в том, что они явились выражением вселенского христианского единства на все времена. Вселенские соборы созывались императорами по согласованию с высшей церковной властью. Представителем государственной власти на них был особый чиновник, назначаемый государем. Он открывал заседание собора чтением императорских грамот. Деятельность соборов, а также расходы, связанные с поездкой их участников на собор, финансировались государством, где проходил собор. В соборных совещаниях могли принимать участие члены низших ступеней клира и миряне, но решающее значение имел голос епископов. Всех Вселенских соборов было семь: Первый Никейскийв325г., Второй Константинопольскийв381г., Третий Ефесскийв431г., Четвертый Халкидонский в 451г., Пятый Константинопольский в 553г., Шестой Константинопольский в 680г., Седьмой Никейский в 787г.
Кроме правил, постановлений и определений Вселенских и Поместных соборов в каноническое право были включены правила святых отцов: которые постепенно патриархами Иоанном Схоластиком, Фотием, римским аббатом (VI в.) Дионисием Малым[79], и др. были приведены в систему.
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 932;