ПРАВИЛА ЖИЗНИ И ПОВЕДЕНИЯ (египетский монастырь).
Монахи обязаны соблюдать единообразие в одежде, отказ от собственности. Жизнь проводят в молитве, и совместными трудами – ремеслом, садоводством, огородничеством – зарабатывают на жизнь. Монастыри обносят оградой от хищников и бедуинов, которые иногда захватывают монастыри. Например, монастырь, основанный прп. Антонием был захвачен бедуинами: их нанимали для услужения, а они взбунтовались и предали смерти всех насельников. Изначально же, конечно, найм был запрещен.
В монастырях было разделение труда: кто-то постоянно нес послушания кузнеца, кто-то сапожника и др. Труд - не самоцель, а способ заработать на жизнь и, одновременно, аскетическое средство и служение ближнему, а значит и Богу. Трудятся молча, чтобы отсечь празднословие – неизбежный спутник коллективной жизни. Пища скудная: главным образом хлеб, сыр и овощи, и только однажды в сутки. Только в субботу и воскресенье полагалась вечерняя трапеза. Пахомий не сразу принимал в монастырь всякого, кто изъявлял желание, установив предварительное годичное испытание. Несмотря на такие строгие порядки, число монахов в восьми основанных им монастырях при жизни Пахомия доходило до 7000 человек.
Со временем среди всех обителей Пахомия первенствующее место занимает монастырь "Бахуа". Эконом Бахуа раздает средства от продажи трудов другим монастырям, в зависимости от их нужд. Т.о. это финансовый центр нескольких монастырей. Дважды в год проводится общее собрание в главном монастыре, где живет авва, которому подчиняются настоятели других монастырей.
Жизнь в монастырях устроена по армейскому образцу: монахи делятся на "декурии", т.е. подразделения по общности ремесла: в одно здание селят около 20 чел. во главе с домоправителем (келлии по 2-3 чел.). Двери келлий всегда открыты. Спят не в кровати, а в "стасидиях" - это седалища на которых можно лишь дремать. Немощным разрешается подстилать овчину.
Несколько домов составляют "трибу". Каждая триба по очереди исполняет все хозяйственные работы по монастырю в течении недели. Утром и вечером - общая молитва. Суббота и воскресение – литургия, 3 раза в неделю старшие братия наставляют младших. Т.о. если раньше было спасение по собственному усмотрению, то теперь спасаются по установленному правилу жизни.
Еще один тип общежительного монашеского жития связывают с именем свт. Василия Великого. Этот вид жительства - вблизи мира. Сам Василий был и в Египте и в Сирии. Вернувшись на родину, раздал все имущество и ушел в Понтийскую пустыню близ Неокесарии. Вокруг него собрались анахореты. Вскоре он был призван к епископству.
Устав Василия Великого предписывает строгое послушание настоятелю, полное смирение. Весь день монаха - молитва и труд. Все делается вместе, почти нет особых келлий. При поступлении - послушник; затем - малая схима. Большая роль уделена физическому труду, заботе о больных и бедных, что обусловлено близостью к городам. Этим занимаются даже великосхимники, хотя большую часть служения для них составляет молитва. Одной из новых функций монашества становится воспитание детей. И вообще монастыри тесно связаны с миром, т.к. по уставу свт. Василия, монахи могут даже посещать родственников, чтобы нести в мир Свет Христов. Т.о. такие монастыри сочетают аскезу с миссией.
Итак, на Востоке имеем несколько форм монашества:
Древнейшая - аскеза в миру и анахоретство.
Далее - аскетерии и лавры (монастыри).
Наконец, строгие общежития.
Все эти формы существуют одновременно, не вытесняя друг друга. Что это было за монашество? О жизни, например, антиохийских пустынников так говорил в проповедях свт. Иоанн Златоуст: "Все возбуждающее гордость и самомнение в человеке, как-то: пышные одежды, великолепные дома, множество слуг - все это удалено оттуда. Сами они разводят огонь, сами колют дрова, сами варят пищу, сами служат приходящим. Там не позволят, чтобы кто оскорблял другого, не увидишь оскорбленных... Нет там ни принимающих приказания, ни приказывающих, но все - слуги, каждый омывает ноги странников; не разбирают они, кто к ним пришел, но делают это для всех равно; нет там ни больших, ни меньших. Чтo же, не значит ли это, что нет там никакой подчиненности? Хотя есть там и низшие, но высший не смотрит на это, а почитает себя ниже их, и через это делается большим. У всех - один стол, как у пользующихся услугами, так и у служащих им; у всех одинаковая одежда, одинаковый oбpaз жизни. Больший там тот, кто предупреждает другого в отправлении самых низких работ"[72].
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 872;