Распространение монашества на Востоке.
Еще при жизни прп. Антония, авва Аммон (или Аммоний) - египетский подвижник - основал колонию аскетов на горе Нитрийской (нитрийская пустыня на запад от дельты Нила). В начале он вступил в брак по воле родителей. Жену он уговорил вести девственную жизнь. Они прожили 18 лет. Затем жена ушла в монахини и основала общежитие девиц (одно из первых). Сам же Аммон ушел в нитрийскую пустыню (юг от Александрии), где возглавил около 500 подвижников.
Еще далее на юг находится Скитская пустыня. Название её означает удаленность от мест обитания. Здесь подвизался Макарий Великий (293-383),ученик прп. Антония. Он был сыном пресвитера, вступил в брак по воле родителей. С женой жил неплотски. По смерти родителей и жены, в 30 лет ушел в скитскую пустыню. Там он заслужил всеобщее уважение своими подвигами. Он сочетал в себе детское незлобие и мудрость старца, поэтому его прозвище было "отрок-старец". В 40 лет принял пресвитерство, 50 лет возглавлял скитское монашество. Прп. Макарий обладал даром целительства и пророчества. При имп. Валенте во время гонений за никейский символ претерпел кратковременное изгнание (от ариан).
Прп. Макарий - выдающийся церковный аскетический писатель: он оставил около 50 гомилий и молитвы, вошедшие в современные молитвословы. Освящение падшей человеческой души действием благодати Святого Духа, единение души с Богом, как высшее благо и цель человеческой жизни, составляет главную мысль творений Макария, оказавших большое влияние на богословов последующих времен. Предание связывает с именем прп. Макария Великого то, что называется по-гречески монологической молитвой, т.е. непрестанная молитва, которая состоит в многократном повторении одного и того же молитвенного призывания. В древности такая молитва имела разные формы, но все они сводились к краткому и по возможности непрестанному призыванию имени Господа. «Спросили авву Макария: Как нам молиться? — И старец ответил: Не нужно многословия. Прострите руки ваши и говорите: Господи! Как хочешь, как знаешь, спаси меня. А во время брани говори: Господи! Помоги мне. И Господь знает, что нам нужно и сотворит милость Свою с нами»[73].
Его учениками были Моисей-эфиоплянин (бывший развратник); прп. Иов; Макарий младший (бывший пастух в 40 лет пришел в пустыню, умер в 120 лет); а также авва Евагрий– друг Великих Каппадокийцев. Он был первым писателем-теоретиком аскетизма, умной молитвы, но придерживался заблуждений Оригена.
В 4-м в. Монашество распространилось по всему Востоку. В пределах Лента и Каппадокии, в Малой Азии, распространением монашества занимался св. Василий Великий, чему также содействовали написанные им монашеские правила. Близ Газы в Палестинской пустыне подвизался более 50 лет ученик прп. Антония прп. Илларион.Также в Палестине просиялСавва Освященный, соединивший с иночеством сан священника. Он начал подвижническую жизнь с 8-летнего возраста. Около Иерусалима, у потока Кедронского, он основал монастырь и ввел в нем строгий богослужебный устав.
Евфимий Великий (376-477 гг.), начавший подвижническую жизнь также с ранних лет, имел громадное влияние на развитие восточной монашеской жизни. В разных местах где он подвизался, около него собиралась любители уединенной жизни и возникали монастыри. Его влияние было настолько велико, что многие еретики обращались в православие.
В V веке инок Александр устроил монастырь “неусыпающих”, который был назван так потому, что в нем круглосуточно совершались богослужения. Монахи сменяли друг друга.
Рано появилось монашество на Синае и в Сирии. Из подвижников Синая в V веке известен Нил Синаит (†450), а в VI веке - Иоанн Лествичник, игумен одного Синайского монастыря, названный так за сочинение "Лествица", в котором он описал степени восхождения к духовному совершенству.
Низибийское монашество известно уже с начала IV в. Первый монастырь пещерного типа основан Иаковом Низибийским. Еще до принятия епископства (325г.) Иаков жил в горах Курдистана с основателем персидского монастыря Этгеном. Затем Иаков поступил в обитель св. Пахомия в Табенизе. Далее с 70 учениками отправился в Месопотамию на гору Ицла (юг Низибии).
Персидское монашество основано, как сказано выше, прп. Этгеном Монашество Армении основано Евстафием Севостийским.
Монашество Сирии развивалось трудами прп. Ефрема Сирина. Из подвижников сирского монашества следует отметить также Исаака Сирина. Он родился в Ниневии, в молодые годы принял монашество и для подвигов уединения удалился в пустыню. Жители Ниневии избрали его своим епископом, но он только пять месяцев управлял своей епархией и снова ушел в монастырь. Незадолго до смерти Исаак Сирин потерял зрение от подвигов и поста. Большой интерес среди его многочисленных сочинений представляют слова и поучения. Они полны самых глубоких психологических наблюдений, в них затрагивается жизнь человеческого духа в самых неуловимых его состояниях.
В половине V в. монашество стало распространяться в Константинополе. Римский патриций Студий основал здесь монастырь, получивший впоследствии известность. В этот монастырь была приглашена община неусыпающих. Значение этого монастыря в конце VIII и первой четверти IX вв. поднял знаменитый его игумен Феодор Студит, известный защитник иконопочитания. Число братии в Студийском монастыре под его управлением возросло с 12-ти до тысячи человек, а по строгости дисциплины монастырь превосходил остальные греческие монастыри. Из этого монастыря выходило много подвижников благочестия, как например, Николай, подверженный истязанию за иконопочитание, и Иоанникий.
Кроме обычных подвигов аскетизма, которые определялись и предусматривались монашескими уставами, существовали особые чрезвычайные формы подвижничества. В Сирии возникло столпничество - жизнь на столпе под открытым небом. Представителем этого рода подвижничества был в V в. Симеон Столпник, подвизавшийся в 60 верстах от Антиохии на столпе, имевшем около 1 м. в диаметре. В течение 47 лет он предавался этому подвигу. Шея его отягчена была железной цепью. Скудную пищу он принимал только один раз в неделю и постился в течение всего Великого поста. Он удостоен был дара чудес и пророчества. Скончался в 460г. в возрасте 72 лет. В VII веке мы видим другого замечательного представителя этого подвига - Алиппия Столпника, который нес молитвенный подвиг на столпе в течение 50 лет.
Симеон Юродивый († ок. 590г.) был первый из известных юродивых во Христе. 30 лет он подвизался в пустыне около Мертвого моря. Его мнимое безумие было своего рода притчей, которой он обличал лицемерие и пороки современников.
В X веке становятся известными христианскому миру и многие подвижники святой горы Афонской - Петр Афонский, подвизавшийся на святой горе более 50 лет в полном одиночестве, и св. Афанасий, устроивший на Афоне монастырь-Лавру, который в X веке стал рассадником монашеского подвижничества. В X в. на Афоне уже были и латинские монастыри: Римский монастырь Петра и Павла, Амальтийский монастырь Пресвятой Девы Марии.
Также в 4 веке получило развитие женское монашество. В Египте первый женский монастырь основан прп. Пахомием для своей сестры Марии.
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 712;