Храмы и их устройство.

Богослужебные здания христиан в эту эпоху получили вполне благоустроенный вид и сложились в один определенный архитек­турный тип. В первые три века мес­та богослужебных собраний христиан отличались разнообразием своего вешнего вида. Ими были и простые жилые помещения, и катакомбы, и специально устроенные здания. Но последних было мало: строить их было небезопасно, потому что во время го­нений они или конфисковывались или разрушались. Теперь эта опасность миновала, и религиозное чувство христиан выразилось в церковном строительстве. Везде, где были христианские общины возникли здания с специальным назначени­ем для богослужебных собраний. Императоры и епископы, отдель­ные лица из мирян, располагавшие средствами, и целые приход­ские общины состязались друг с другом в возведении христиан­ских храмов. Особенной красотой и благолепием отличались хра­мы, построенные христианскими государями. Таковы были храмы, построенные императором Константином и матерью его Еленой в Палестине на месте гроба Господня, на горе Елеонской, в Виф­лееме и Хевроне, церкви во имя апостолов Петра и Павла, в Кон­стантинополе, церкви Латеранская и Ватиканская в Риме.

До наших дней в Палестине сохранился храм Рождества Христова в Вифлееме. Не смотря на неоднократные пожары эта базилика сохраняет свой первоначальный вид. В языческие времена это здание было общественно-административным строением. Здесь располагался суд, иногда торговля (что-то вроде биржи). Сам храм состоит из 2-х поперечных нефов и представляет собой форму креста. До нас дошли остатки первоначального убранства: пол из мрамора и мозаики. Строительство этого храма курировала лично царица Елена, в тот момент, когда она отправилась во Св. Землю, чтобы отыскать все, что связано с земной жизнью, смертью и воскресением Спасителя. В ходе раскопок были обретены: гроб, орудия смерти. Над этим местом был поставлен еще один храм Воскресения Христова. Этот храм несколько иной: он купольный, в византийском стиле. Этот храм сохранился значительно хуже. Со времен св. Елены он неоднократно перестраивался.

В Риме не сохранилась первоначальная базилика св. Петра. На ее месте сейчас стоит храм, построенный Микеланджело. Предание говорит, что это действительно место погребения св. ап. Петра. Первоначальная базилика стояла на кладбище, где погребались христиане-мученики. Там по преданию находилась могила ап. Петра. Кстати этот факт неточности сведений о захоронении апостола любят использовать протестанты в спорах с католиками. Нам нехорошо следовать за этим аргументом. Преданию должно доверять. Храм построен по желанию имп. Константина Великого на Ватиканском холме. Также в Риме сохранилась знаменитая Латеранская церковь. Это что-то вроде домовой церкви римских понтификов.

Но чудом архитектурного искусства той эпохи была Со­фийская церковь в Константинополе, построенная Юстинианом. Громадный купол со множеством окон, ок. 36 саж. в окружности, создавал ощущение огромности, небесности пространства храма. При освящении этого храма Юсти­ниан воскликнул с гордостью: "Я победил тебя, Соломон!"

Об устройстве храмов. Первоначально в храмах - один престол, что подчеркивает единственность и уникальность Голгофской жертвы. Однако со временем появляются и дополнительные престолы в одном и том же храме. Эти нововведения распространяются с Запада со времен папы Григория Двоеслова (VI в.). Сами престолы на западе (до II Ватиканского собора 1963-65 гг.) пристраивались непосредственно к стене храма. Прямоугольный престол из камня - это отголосок древней практики служения на гробницах мучеников в катакомбах.

Без престола не позволялось совершать литургии. Однако для миссионерских и военных целей стали упот­ребляться переносные престолы, но в виду неудобства их они стали заменяться священными напрестольными пеленами, полу­чившими название антиминсов. У латинян же для этого стали употребляться священные каменные плиты. Антиминс считали существенно необходимым, и удалять его с престола не допус­калось. Над престолом устраивался на четырех колоннах балда­хин, называвшийся киворием. К колоннам, посредством золо­тых цепочек, привешивался сосуд в форме голубя с освященны­ми дарами. Впоследствии место его заменил ковчег в виде башенки. Все эти принадлежности христианских храмов, где позволяли средства, изготавливались из ценных материалов: золота, серебра и украшались драгоценными камнями.

Место для алтаря было уже на несколько ступеней выше сравнительно со средней частью храма. Часть этого возвышения пред алтарем, назначавшаяся для клира, чтецов и певцов, на­зывалась солеей. Алтарные преграды невысокие. До сих пор на Западе нет правила делать высокие преграды. Они лишь чуть обозначены. К преграде подходят миряне для причащения. За преградой - места для клира во время богослужений. На Востоке же с VIII в., благодаря развитию иконописного искусства, иконами стала заменяться та решет­ка, которой отделялся алтарь от средней части храма: появляется иконостас. Сначала он также невелик. В дальнейшем иконостас развился в многоярусное строение.

В своем внутреннем устройство храмы сохраняли прежний вид. Они делились на притвор, помещение верующих и алтарь. Сущест­венная перемена коснулась притвора: с уменьшением числа каю­щихся и оглашенных, он уменьшался в размерах.

Внешний вид христианских храмов определился благодаря тому, что в собственность Церкви переда­но было, много общественных зда­ний – базилик. Базилики представляли из себя продолговатые прямоугольные здания, вытянутые с Запада на Восток. Они то и были приспособлены к христианским храмам. Плоская кровля базилик сменилась куполами. Такая форма построек, получившая название византийского стиля, осо­бенно распространилась со времени Юстиниана I (VI век). Сохраняя форму креста, храмы строились как круглые, так и продолговатые, последние в свою очередь стали строить в стиле "корабля".

Появление колоколов. На востоке первоначально созывали на богослужения с помощью била. На Западе - маленькими колокольчиками. Появление колоколов на западе связано с легендой: Павлину Ноланскому было видение ангелов, которые бьют в большие колокольчики (цветы).

С введенном колоколов при храмах стали устраиваться особые здания – колокольни (звонницы). Впервые об употреблении колоколов упоминается на За­паде в VII в. При Карле Великом (VШ в.) колокольный звон соп­ровождал богослужения повсеместно. На Востоке впервые колоко­ла появились в половине IX в., когда по просьбе Василия Ма­кедонянина (867-886 гг.) венецианский дож Орсо прислал в Кон­стантинополь 12 колоколов для вновь сооруженной церкви. Но это нововведение не сразу привилось на Востоке. И только в эпоху крестовых походов колокола стали входить там в общее употребление. Название колоколов (кампанами) произошло от кампанской руды (Кампания – провинция в Италии), из которой они отливались.

К главному зданию храма примыкало часто еще несколько построек, соединенных с ним и обнесенных оградой. Таковы бы­ли крестильни. Они имели круглую форму, с бассейном в середи­не, окруженным рядами колонн. Пред входом в крестильню час­то находилась особая большая комната для поучения оглашенных.

Для хранения церковных драгоценностей: сосудов, одежд, книг, архива при больших церквам строились особые здания. Кро­ме того, при храмах строились благотворительные заведения: дома для кормления бедных, приюты для сирот и престарелых, воспитательные дома, лечебницы и т.п. Кладбища также большей частью находились в церковной ограде.








Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 715;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.