Развитие богослужения.
Христианские богослужение во втором периоде (313-1054гг.) достигло полного своего расцвета. Оно развило в себе необыкновеннее богатство формы и содержания.
Первым богослужебным актом, с которого начиналась христианская жизнь верующего, было, как и прежде, таинство Крещения. В его совершении произошли некоторые изменения, но они касались не сущности таинства, а порядка оглашения. С V-го века, когда в общую практику вошло крещение детей, институт оглашенных прекратил свое существование.
Затем, больше однообразия введено было в основной богослужебный чин литургии. До IV в. на Востоке совершались свои литургии: в Иерусалимской Церкви - апостола Иакова, в Александрийской - Марка, в Римской - мужа апостольского Климента. В IV в. Василий Великий и Иоанн Златоуст пересмотрели чин литургии. Их литургийные чины, одобренные Церковью, вошли в практику на Востоке с именем этих святителей.
На Западе для совершенствования богослужения много сделали Амвросий Медиоланский и папа Григорий Великий Двоеслов, с именем которого существует литургия Преждеосвященных Даров. С прекращением института оглашенных последовало исключение из литургии обряда удаления оглашенных из храма.
К богослужебным часам в течение дня - третьему, шестому и девятому (которые были унаследованы от ветхозаветной традиции) – присоединились теперь (под влиянием монашеского богослужения) полунощница, первый час и повечерие. Но для удобства все эти, отдельные прежде, части богослужения сведались к трем моментам - утреннему времени после полуночи, дневному перед полуднем, и вечернему. В противовес еретикам, которые для совершения богослужения собирались ночью, были установлены всенощные бдения (IV в.). Это службы под особо чтимые праздники.
Евхаристия с IV в. совершается в первой половине дня, в отличие от обычая первых христиан совершать литургию ночью.
Как существенную особенность в богослужении этого времени нужно отметить увеличение церковных чинопоследований. Оно стоит в тесной связи, с одной стороны, с развитием догматического учения Церкви, с другой - с введением новых праздников Господних, Богородичных и в честь святых. Догматические идеи находили свое выражение не только в отвлеченных определениях, но и в религиозной лирике - гимнах, молитвах и славословиях, отвечавших потребностям сердца. Установление новых праздников потребовало составления новых богослужебных чинопоследований.
Расцвет богослужебного творчества в эту эпоху связан с именами ряда замечательных церковных поэтов, обогативших богослужение своими высокохудожествеными по форме, глубокими по содержанию и силе религиозного чувства песнопениями и молитвами. Знаменитые богословы IV в. Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и Ефрем Сирин на Востоке, Амвросий Медиоланский на Западе были в то же время замечательными церковными поэтами. В V-м в. замечательными церковными песнописцами были Анатолий, патриарх Константинопольский (†458 г.); Роман Сладкопевец (к. 510 г.); Никита Ремезианский (†510г.) в VII веке - Софроний, патриарх Иерусалимский († 641 г.) и Андрей, архиепископ Критский (†ок. 712 г.); в VIII веке - Герман, патриарх Константинопольский, Иоанн Дамаскин и современник его Косьма Маиумский, в IX веке - Иосиф Песнописец, Феодор Студит, инокиня Кассия и другие. Первое место среди церковных поэтов, несомненно, принадлежит Иоанну Дамаскину. По силе поэтического вдохновения среди церковных поэтов ему нет равного. Наиболее выдающимися произведениями церковной литургики этой эпохи можно считать "Покаянные каноны" Романа Сладкопевца, и каноны Иоанна Дамаскина на Пасху, Рождество, Богоявление и догматики.
На поприще богослужебного творчества подвизались не одни духовные лица. Император Юстиниан составил и ввел в церковное употребление гимн "Единородный Сыне и Слове Божий". Императору Феофилу - иконоборцу, принадлежат песнопения: "Благословите стропы" 4-го гласа, "Слыши дщи Сионя" 8-го гласа и стихиры в неделю Ваий "Приидите языцы".
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 684;