Священные времена, праздники и посты
В эпоху Вселенских соборов с большей полнотой и точностью определился круг богослужебных времен, а вместе с тем, при постоянном общении Церквей в нем было установлено и большее однообразие.
Воскресение Константин Великий выделил в особо чтимый день, когда прекращают работу государственные учреждения, суды. Феодосий Великий ввел в этот день отмену зрелищ и развлечений, чтобы полностью посвящать его Богу.
Постными днями издревле были среда и пятница. Многодневные посты формируются не сразу. Позже всего сформировался Успенский пост. В Западной же Церкви, вместо среды, окончательно вошел в общее употребление пост в субботу – время пребывания Христа во гробе. Кроме того, суббота - праздник иудеев, распявших Христа, поэтому, в противовес им вводится день аскезы. Этот обычай документально известен со времени папы Иннокентия I, но на самом деле это очень древний обычай. Против этого обычая возражал Трулльский собор, говоря, что это отступление от апостольских традиций. Запад сейчас уже не практикует пост в субботы. Более того, сейчас Запад вовсе отменил посты. Постятся лишь монахи. Остальным предписывается пост в Великую Пятницу - воздержание от мяса, и можно есть один раз. Великие посты на Западе сейчас практически не обязательны.
В эту эпоху увеличился круг годичных праздников. К праздничным дням, установленным в первые три века, в IV веке присоединились праздники: Обрезания Господня, Воздвижения Креста Господня, в VI веке - Преображения Господня.
О времени празднования Пасхи однозначно высказывался еще I-й Вселенский собор. Связано это с государственной политикой Константина Великого: империи нужно единство даже во времени праздников, т.к. празднование Пасхи сочетается с делами милосердия, например, амнистией заключенных.
Второй по значению праздник после Пасхи - Рождество Христово. Этот праздник появляется не сразу. Вообще, происхождение его – западное. Там Богоявление – это явление воплотившегося Бога миру. На Востоке же под Богоявлением понимали Крещение Господне, когда происходит явление Бога-Троицы. Впервые Рождество Христово на Востоке празднуется при Златоусте. На Западе же это празднество зародилось как противовес языческим мистериям, приходящимся на этот период (зимнего солнцестояния). На Востоке постепенно праздник Богоявления разделяется на Рождество и Крещение. Праздники Сретения, Вход в Иерусалим, Преображение и др. Господские в IV в. получают свою единую дату празднования. Праздник Воздвижения Креста Господня установился в IV в. в связи с обретением креста царицей Еленой.
Чествование Богоматери особенно усилилось после победы Церкви над несторианской ересью, унижавшей достоинство Богоматери. В честь Ее установлены были праздники: Благовещения, Рождества Богородицы (V в.), Успения (VI в.), Введения во храм (VШ в.).
Много праздников установлено в память святых мучеников и исповедников. К их памяти христиане относились с особенным благоговением. В них они чтили страстотерпцев, засвидетельствовавших истину Евангелия своей кровью. На гробах мучеников воздвигались алтари и храмы, их мощи переносились в храмы. Новые храмы посвящались их именам. Дни кончины мучеников стали праздничными днями, в которые на местах их погребения отправлялось всенощное бдение; устраивались вечери любви и совершалась Евхаристия. Церковные проповедники восхваляли их в одушевленных речах, поэты - в восторженных гимнах. С необычайной ревностью отыскивали их реликвии. Каждый город, каждая провинция имели своего особенного святого заступника.
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 830;