Распространение монашества на Западе.
Западное монашество возникло под влиянием восточного, и довольно быстро укрепилось. Восточный строй монашеской жизни, перенесенный на Запад, был основательно переработан в духе Западного практицизма. В первую очередь, монашество на Западе стало громадной культурной силой как в церковной, так и в светской жизни. Но «золотой век» западного монашества приходится главным образом на средние века.
Как и на Востоке здесь наблюдается стремление к аскетизму. К середине III в. усиливаются нравственные требования ко христианам вообще, и на западе появляются аскетерии - общежития (городские), где живут отрекшиеся от брака и имений. Блж.Иероним назвал их "первыми западными монахами". Например, Галльский магнат Павлин Ноланский отказался от своего имущества, брачных отношений с супругой (но сохранил духовное родство), и отправился в Италию к могиле св. муч. Феликса на поклонение. Там его за аскетическую жизнь избрали епископом. Он был покровителем монашества.
В это время становится все более настоятельным требование целибата для клириков. Эльвирский собор 306 г. даже грозит снятием сана с тех, кто нарушает это правило. В это время (нач. 4 века) становится распространен духовный брак даже для мирян.
Римлянка Азелла с 12 лет живет в тесной комнате, одевается в грубую тунику и никогда не разговаривает с мужчинами. Многие дают торжественный обет девства; сам акт этого обета проходит торжественно в храме при 2-х свидетелях. Девушкам, которые дают такой обет, вручается особое покрывало для головы. Римская Матрона Марсела была замужем 7 мес. Когда муж умер, приняла вдовство Христово, хотя могла еще выйти замуж. Никогда не разговаривала ни с клириками, ни с мирянами. Постоянно держала пост, читала Писание.
Общая особенность этих первых западных монахов - они остаются в миру. Восточное отшельничество в Риме считали подозрительным нововведением. Поэтому монашество запада заключается всего лишь в большей строгости мирян к себе.
Однако, есть отдельные представители, которые уже тогда бегут от мира. Например: блж. Иероним, богатая римлянка - Мелания Старшая, приятельница Руфина, Мелания Младшая: они переселились в Вифлеем. МеланияСтаршая основала монастырь на масличной горе, а римлянка Павла (†404 г.) учредила монастырь для вдов. Позже, Мелания Младшая (†438 г.) прославилась основанием многих монастырей. Западные монахини жили в Палестине, подражая египетским подвижникам. Блж. Иероним перевел для Павлы расширенные правила св. Пахомия. На Западе становятся популярными рассказы о восточных анахоретах. Когда в 335 году на Запад приезжает Афанасий Великий, он, как автор жития прп. Антония Великого, во многом способствует распространению идеи монашества. Под влиянием этих рассказов часть аскетов учится у восточных монахов аскетизму и насаждает восточный вид монашества на Западе.
Руфин - церковный писатель – сам был на Востоке и открыл Западу мир Египетских пустынников. Он описал жизнь анахоретов, которые считали для себя непозволительной роскошью все, кроме воды и хлеба. Египетская пустыня представлялась раем для желающих спасения. Однако Запад воспротивился неумеренной аскезе. Например, в 80-е годы 4 века при папе Дамасе некто Гирвидий оспаривал притязания монахов на привилегированное положение, т.е. он говорил: не надо делать из монашеского образа жизни самодостаточный культ. А суровый аскет Ириниан выступал против чрезмерного поста: "отказ от пищи не более угоден Богу, чем вкушение с благодарением".
Против этих людей выступали блж. Иероним и свт. Амвросий, и добились осуждения оспаривающих монашество. Блж. Иероним и Амвросий своими похвалами безбрачию и девственной жизни до такой степени действовали на своих слушателей, что многие из них принимали монашество. Среди отцов и матерей такая пропаганда монашества стала вызывать раздражение. Матери удерживали своих дочерей от слушания бесед Амвросия, а блж. Иероним вынужден был удалиться из Рима. На Востоке его деятельность становилась все активнее. Из Вифлеемского монастыря он писал на Запад письма, в которых в самых светлых чертах рисовал монашескую жизнь.
Сам свт. Амвросий основал монастырь возле Милана. Также монастыри возникают в Болонии, Равенне, Неаполе, Кампании, на Сицилии. Юг Италии традиционно испытывает мистическое греческое влияние. В Италии действуют монахи-василиане, т.е. монахи, живущие по уставу Василия Великого. Блж. Августин основывает монастыри в Африке (женские, а также общежитие клира). В 4-5 вв. монастыри возникают в Галлии, Ирландии, Шотландии, Англии, Германии, Испании.
Условия для монашеств на Западе значительно отличались от восточных. Там нет никаких бесплодных пустынь; напротив, благодаря упорному труду монахов монастыри приходят в цветущее состояние. Восточные подвижники не знали другой пищи, кроме хлеба и овощей. Вследствие этого, монастыри на Востоке возникали в местах пустынных, вдали от мира, и чуждались сношения с миром; на Западе на монастыри очень скоро стали смотреть как на одну из единиц феодальной системы. Быстрее чем на востоке происходит связь монастыря и мира. Особенность западного типа монашества вообще - связь с миром, даже теснее чем у восточных василианских монастырей. На Западе есть аскеты-отшельники, затворники, но это скорее самобытные одиночки. Например в Галлии 12-летний мальчик Антоний.
Другие примеры: святой Мартин Турский (†397) - образованный юноша, с 15 лет до 20 лет служил в войске, в 18 лет стал христианином. Бежал от преследований ариан на остров близ Вены. Там он познакомился с итальянским монашеством. Позже в Галлии он основал монастырь близ Пуатье и стал епископом. Святой Гонорар из Галлии, знатный юноша, стремился к аскезе. Отец не одобрял это и отправил сына в путешествие с друзьями, чтобы они развеялись. Но они раздали все бедным и, под руководством некоего старца, стали подвизаться на одном из островов близ Марселя (5 век). Вообще в западных монастырях 4-5 вв. было много знатных людей.
Прп. Иоанн Кассиан (ок. 360 – 431) специально отправился на Восток, жил в Палестине, Вифлееме, Египте с тем, чтобы перенять аскетический опыт. Он жил в КПЛ и дружил со Златоустом, хорошо знал василианское монашество. После ссылки Златоуста, он отправился на Запад и основал несколько монастырей в Галлии, близ совр. Марселя, где он насадил монашество, измененное применительно к западным условиям. Согласно его уставу, монах обязан работать, живя в отдельных келлиях. Келлия - жилище и мастерская. Вериги вредны! Они вселяют гордыню. Чрезмерный пост - также вреден. Всенощные службы - неразумны, вместо них - утренние богослужения. Он ввел вторую трапезу. Монастырь связан с миром через производственные отношения, и приближен к обществу. В монастыре Иоанна Кассиана выход из монастыря был открыт для всех желающих: никого не держат насильно, и обеты при желании можно отменить. До сих пор на Западе действует это правило: монах спокойно может снять с себя обеты, если считает, что это не его призвание. Со временем происходит кодификация (приведение к общему виду) уставов. Этот устав в начале как универсальный получил распространение и даже одобрение Папства, однако вскоре предпочтение было отдано т.н. Бенедиктинскому уставу.
Святой Бенедикт Нурсийский (480-543 годы) - "отец западного монашества". Он родился в Нурсии (Италия); образование получил в Риме. Видя там распущенность нравов, в 14 лет удалился в пустыню, где старец Роман указал ему уединенное место для подвигов. Три года жил один, потом его нашли пастухи. Затем о нем узнали монахи соседнего монастыря, которые выбрали его своим игуменом. Строгость его правил вызвала гнев братии, его хотели отравить: в вино для Евхаристии добавили яд. Когда Бенедикт перекрестил стеклянный сосуд, он раскололся. Бенедикт ушел во Флоренцию и жил в пещере. Там собрались верные ученики и т.о. образовался новый монастырь. Устроение: братия делилась на 12 групп по 12 человек. Но зависть флорентийского духовенства заставила его покинуть город.
Он поселился в Кампании, в разрушенной крепости Монте-Кассино. Именно в этим местом связывают имя Бенедикта. Эти земли подарил монахам римский патриций Тертул. Бенедикт разрушил местный храм Апполона (окрестное население ещё посещало эти места для совершения языческих обрядов), и основал церковь во имя св. Иоанна Крестителя. Сначала монахи жили в крепости, затем отстроили монастырь с высокими стенами (отбиваться приходилось и от готов и от греков).
В монастыре Монте-Кассино св. Бенедикт написал свой знаменитый устав, который сыграл большую роль в развитии Западного монашества. При составлении этого устава использовались предшествующие уставы, в частности устав прп. Иоанна Кассиана.
Согласно ему, монастырь - это община монахов, стремящихся к Богу. Называется он "Схола", т.е. "военный отряд". Деятельность монахов называется "милитаре" – «служение». Сам устав для монаха нерушим как воинская дисциплина. Это закон для воинов Христовых. Бенедикт говорил: "Удаляться в пустыню может лишь тот, кто подготовился к этому в стенах монастыря", т.е. анахоретство - это более высокая ступень монашества, на которую не каждый может дерзать. Устав т.о. рассчитан на среднего монаха.
Монахи более обособлены от мира, чем василиане или монахи Кассиановского устава. Без разрешения Аббата (аввы) нельзя видеться с родителями и даже переписываться с ними. Все, что присылают монаху, он может взять только с разрешения Аббата. Гостей монастыря встречают радушно, но без разрешения аббата никто не может с ними общаться. Крайняя степень нестяжания: обладание имуществом - порок! Бедность, целомудрие, молчание - добродетели монаха. Аббат же заботится о нем. Впервые на Западе монаху предписывается постоянство в своем звании. Процесс спасения подразделяется на 12 ступеней по образцу лествицы Иакова:
- отвержение похоти плоти;
- отказ от самоволия;
- полное послушание из любви к Богу;
- повиновение даже если есть страдание;
- открытие помыслов;
- "действительно смиренный доволен всем";
- считать себя недостойным других;
- делать лишь то, что положено уставом;
- соблюдать молчание;
- не смеяться;
- довольствоваться немногословием;
- внешне выражать свое смирение опусканием "очей долу".
Молитва монаха и индивидуальные подвиги, определяются уставом. Молитва, труд, чтение - все по указу и под надзором аббата.
Самостоятельная жизнь и собственное делание разрешается лишь анахорету, но не прежде чем он пройдет эту школу монастырской жизни. В принципе, устав не требователен. Он приспособлен под среднего человека. Устав дает достижимый и реальный идеал. Нужно быть всего лишь не хуже чем был до монастыря.
Для новопоступивших в обитель дается испытание 1 год. Затем даются обеты:
- нестяжания
- целомудрия
- послушания
- оседлости
Особенности: общение между монахами сведено до минимума. Труд - средство воспитания и средство существования. Сон монаха - в общей спальне, где всю ночь горит свеча (дежурное освещение). Спит монах в одежде, чтобы по первому требованию аббата идти на послушание. Зимой (до Пасхи) подъем в 7 утра, летом встают с рассветом. Затем - утреннее богослужение. Ночью – ночные часы. Всего же 6 молений в сутки: утреня, 1;3;6;9 часы, вечерня. Вечерню завершает "комплеторий" (заключительная молитва).
День монаха делится молитвами и трапезами. Трапезы - 2. В пост - 1. Любого монаха в любой момент можно найти, т.е. все под контролем. В распорядке дня обязательно чтение. Аббат избирается епископом и утверждается пожизненно.
Благодаря практическому направлению, западное монашество имело большое влияние на общественную жизнь, культуру. Монахи прочищали леса, пролагали дороги и превращали пустыри в плодородные поля, насаждали виноградники. Благодаря развитию монастырей варвары узнали земледелие. Монастыри способствовали искоренению остатков язычества, невежественных племен коснулась современная цивилизация. В «темный век» книжное дело нашло убежище в бенедиктинских монастырях. Монахи переписывали сочинения классической и христианской древности, вели летописи, способствуя просвещению.
5-6 века - золотой век западного монашества. Затем, как всегда бывает, высокие нравственные устои принижаются. В миру проходит и само стремление к бегству от мира. Тяжелый труд уходит из монастырей, потому что все уже благоустроено, а также потому что появляется наемный труд. Аббат теперь занят политическими делами и живет теперь постоянно при дворе государя. Вместо аббата - заместитель.
Со времени Карла Мартелла аббатами становятся графы, которых награждают аббатством за военные заслуги. В монастырях падает нравственный уровень. В Х веке монахи стремятся к дорогим одеждам, а в монастыре слышен звон оружия. Работают в монастырях женщины.
Были попытки возродить истинное монашество в эпоху Карла Великого. Карл Великий накладывает штрафы за нарушение целомудрия, преследует бродячих монахов, запрещает духовным лицам держать охотничьих собак и соколов. Другие государи также продолжали возрождать монастыри. Основывая монастыри с строгими уставами, они стремились привить эти порядки и в других, уже существовавших, монастырях.
Таким образом, возникали конгрегации монастырей; объединенные одним уставом, одними общими стремлениями и порядками. Наиболее жизнеспособной явилась в X веке Клюнийская конгрегация, центром которой был монастырь Клюни, в южной Франции, основанный в 910 году бургундским графом Берноном. В этом монастыре был полностью восстановлен устав Бенедикта. Благодаря энергии и высоким моральным качествам его основателя и особенно его преемников аббатов Слона (927-942 г.г), Майолюса (948-994 гг.), Олялона (994-1049 гг.), Гуго (1049- 1109 гг.), Клюнийский монастырь приобрел громадное значение на Западе. По образцу этого монастыря стали наводиться порядки и в других монастырях.
Часть монастырей становилась в зависимость от Клюнийского монастыря, другие монастыри признавали за ним только высший дисциплинарный надзор. К концу XI в. Клюнийская конгрегация включала уже более двух тысяч монастырей с 10 тысячами монахов.
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 2686;