Возникновение монашества на Востоке[68].
Итак, аскеты с первых веков пользуются уважением. Местами образуются аскетерии, т.е. общежития аскетов (подобные тянутся к подобным). Некоторые удаляются в пустыни, особенно, во время гонений. В основном это мужчины. Именно египетская пустыня - колыбель монашества.
Первое имя, которое нам известно - прп. Павел Фивейский. Он жил в Фиваиде, имел поместье, бежал в пустыню при имп. Декии, и поселился в пещере. Питался одними финиками и пил воду из источника. Когда гонения окончились и даже наступило торжество Православия, Павел не вернулся, он нашел для себя более душеспасительным продолжать жизнь в пустыне. Т.е. он ушел туда вынужденно и на время, а остался там добровольно и навсегда. Умер он в 347 г., прожив 80 лет в пустыне. Были и другие предшественники, о которых неизвестно. Они жили в шалашах и пещерах, плели циновки и корзины, которые меняли на хлеб и соль в ближайших селениях. В конце жизни Павел встретился с прп. Антонием Великим[69] (251-356), который по праву считается отцом монашества.
Антоний вырос в Египте в богатой христианской семье, но рано лишился родителей (18 лет), и, услышав слова Спасителя, обращенные к богатому юноше, решил удалиться от мира. Сначала он подвизался в уединении на краю деревни под руководством некоего старца. Затем он поселился в пустыне, и стал жить самостоятельно. Друзья приносили ему пищу, появились ученики и подражатели, которые селились рядом. Миряне приходили за советом. Так к Антонию пришла известность. В 311 г. он путешествовал в Александрию, чтобы ободрить преследуемых имп. Максимином монахов.
Многие подвижники и даже епископы посещали прп. Антония и даже учились у него; он был как некий "общий врач, которого Бог дал Египту", как говорит свт. Афанасий. Он был "незлобного нрава и смиренномудр душою, весьма почитал чины и уставы Церкви и всякого клирика ставил выше себя". Некоторые из высказываний прп. Антония. "Наибольшая дерзость из всех дерзостей — учить других делать то, что сами не исполняем". "Поставь грехи свои пред собою и сквозь них взирай на Бога". "От нашего ближнего — нам и жизнь, и смерть, ибо, если мы приобрели брата, мы обрели Бога, а если мы соблазняем брата, мы грешим против Христа". "Подвигом тело всячески навыкает всякому добру и изменяется, подчиняясь власти Духа Святого так, что, наконец, становится в какой-то мере причастным к тем свойствам духовного тела, которые будут обретены в Воскресении праведных"[70].
Потом он удалился от всех, изредка навещая учеников, чтобы дать совет (новое место его жизни - у Красного моря). Ученики слушали его как старшего. Т.о. это не было общежитие или монастырь, это было некое объединение отшельников. Они ставили свои кельи на расстоянии «вержения камня», чтобы иметь связь друг с другом, но при этом не мешать друг другу молиться. Из хижин монахов формировалась «улица» - лавра.
Днем они работали для пропитания и одежды, а вечером - начинается пение псалмов. Суббота и воскресение - общий сбор у церкви, где анахорет - пресвитер совершает литургию. Пресвитеров вообще мало. Отшельники редко дерзали принимать сан. Чаще приглашали пресвитеров из соседних селений. Сюда же в храмы приходили к сбору и опытные анахореты пустыни и делились жизнью. Постепенно такие общества организовываются в общежития. У общин поддерживается связь с миром: продают или меняют труды рук своих на продукты питания. В общине есть даже гостинцы для мирян. Под именем "учеников Антония" подразумевалось около 6000 обитателей пустыни (египетской).
Постепенно монашеское делание становится массовым. Свт. Иоанн Златоуст говорил в своих проповедях: «ступайте в Фиваиду; вы найдете там пустыню прекраснее рая, тысячи хоров ангелов в человеческом образе, целые племена мучеников, целые толпы дев; там увидите вы скованным единого тирана и славу Христа». Из Фиваиды (Египет), как пишет Златоуст, множество монахов, анахореты (монахи-отшельники) расселяются по Нижнему Египту, по горам у долины Нила, а также в скитской пустыне и Нитрийской пустыне (запад от дельты Нила). В Нитрийской пустыни, например, жило около 5000 чел.
В 4-м веке анахореты становятся уже заметным явлением в жизни общества. Крупные центры расселения: Синай, Сирия, Палестина. Подвиги различны, цель одна - подчинение плоти духу и соединение с Богом. Никакой организации сначала не было – это было стихийное движение верующих. Обычно аскеты держались вместе по 2-3 человека. Подразделение их на классы в зависимости от подвига:
· Серабаиты - отказ от имущества.
· Гироваги - бродячие проповедники, основатели новых общин.
· Боски - бродячие отшельники - постники. Питаются корнями и травами.
Наибольшим уважением пользуются те из отшельников, которые живут в центрах пустыней. Их называют "анахореты пустыни". И именно эта категория стала средой развития монашества. Если серабаиты и боски постепенно исчезли, то анахореты пустыни воспитывают общежительных монахов. Проследить как произошел переход к общежитию трудно. Мы имеем лишь предание, которое связывает общину анахоретов во главе с Антонием Великим с началом организованной монашеской жизни.
Уставная общежительная жизнь монахов и возникновение монастырей связано с именем Пахомия Великого(292-346 гг.). Бывший солдат, еще до принятия христианства, он жил на берегу Нила в заброшенном храме Сераписа (египетское божество). Пахомий возделывал огород, а излишки отдавал бедным. Некоторые исследователи говорят, будто бы Пахомий был языческим аскетом. Сразу после крещения он уединился для монашеских подвигов, усердно читал Св. Писание. Услышав о подвижнике авве Палемоне, он пошел к нему и стал его учеником. Возле него он провел около 10 лет.
Авва Палемон дал ему благословение на создание монашеского общежития. Как сообщают древние писатели — Паладий, автор "Лавсаика", и Созомен, прп. Пахомию явился Ангел Божий и наставлял его относительно общежительной монашеской жизни. Как сообщает Паладий, Ангел сказал Пахомию: "Ты преуспеешь в своих подвигах, даже если останешься в своей пещере. Но выйди и собери молодых монахов и обитай с ними; и дай им правило по образцу, который я тебе дам". К 328г. возник первый монастырь "Табенизи" или "Тавенисса" в Верхней Фиваиде: несколько домов с церковью посередине. Он напоминал огороженный загон для овец, «мандру». Затем возникло 9 других монастырей, которыми руководил также Пахомий, и, т.о., возникло название «архимандрит». Также прп. Пахомий основал 2 женских общежития. Паладий говорит также, что Пахомий был весьма человеколюбив и братолюбив. Взирая на Пахомия Великого, монашеские общежития устрояли свт. Василий Великий, на Западе — прп. Венедикт Нурсийский, в более позднее время — прп. Феодор Студит [71].
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 1012;