Изменение общественных отношений под влиянием христианства
Еще до IV века Церковь ослабляет строгость нравственных норм. Если во II в. за идолопоклонство, убийство, прелюбодеяние полагалось покаяние до конца дней, то уже в III веке требования снижаются: «Блудники по длительном покаянии принимаются в полное общение» (папа Каллист, 222г.) Карфагенская церковь в это же время (III век) разрешает исповедникам ходатайствовать за падших, чтобы принимать их в общение.
В IV веке Церковь выходит из катакомб. Больше нет ежедневного ожидания ареста, пыток, смерти, поэтому снижается эсхатологическое напряжение духа христиан. В Церковь вливаются массы нравственно немощных недавних язычников, они входят даже в клир; отсюда происходит снижение нормы духовно-нравственной жизни общин.
Задача Церкви: перевоспитание языческого мира и создание новой культуры. Несмотря на попытки отдельных христиан отрицать культуру, Церковь понимает, что культура есть мостик между плотью и духом, что не все люди могут жить в пустыне и спать на земле. Она с самого начала вступает в борьбу за культуру, за ее воцерковление, освящение Христовой истиной. Поэтому христианство вносит новое начало во все сферы жизни общества. Государство под влиянием христианства издает новые законы, улучшающие жизнь всего общества. Например, ограничение рабства - это показатель изменения мировоззрения общества. Это не социальная революция, а ограничение, движимое нравственными мотивами. Тот же раб, оставаясь рабом, становится и братом. В Церкви он может быть даже выше своего господина по духовному авторитету. Также облегчение участи пленных, ограничение и даже запрет жестоких, кровавых зрелищ и развратных зрелищ – цирковых представлений, театральных постановок.
Законодательно запрещаются:
- полигамия (многоженство), противоестественные пороки;
- наложничество, сводничество (это ближе к современным «интим-услугам», не путать со сватовством!);
- свободные разводы, многократные браки.
Христианство разрывает принцип эгоизма, бывший в основе жизни языческого общества. Изменяется отношение к женщине: теперь она не просто источник наслаждений, но супруга, соработница в деле спасения, обладательница духовной красоты. Обязанности женщины теперь почетны. Она рождает и воспитывает христиан. Видим образцы семейного благочестия и святости - св. Нонна с супругом еп. Григорием - родители Григория Назианзина. Св. Эмилия и Василий - родители свв. Василия Великого, Григория Нисского, Петра Севастийского и Макрины. Образы святых матерей христианок: Моника - мать блж. Августина, Анфуса - мать свт. Иоанна Златоуста. Меняются внутрисемейные отношения, смягчается деспотизм старших по отношению к младшим (ап. Павел: «отцы, не раздражайте детей ваших» Еф. 6, 4).
Христианство приносит в разуверившийся языческий мир идею истины, абсолютных духовных ценностей (вспомните вопрос Пилата: «Что есть истина?» (Ин. 18, 38)).
Пастыри этого периода отличаются глубиной богословских знаний совмещенными с глубокой верой. Для них аскетизм – это правило жизни. Они как бы олицетворяют собой святость Церкви, являются носителями церковного Предания - Афанасий Великий, Василий Великий, Иоанн Златоуст и др.
В дальнейшем появляется новая категория мучеников и исповедников - пострадавшие от еретиков и от отступников (имп. Валент и Юлиан). Много погибло мучеников во время персидских завоеваний (персидские мученики). Пустыни наполняются добровольными мучениками – монахами, которые являют миру невиданные доселе высоты духовного совершенства – прпп. Антоний, Макарий, Варсануфий Великие, Исаак Сирин и др.
В 8-м веке являются мученики и исповедники пострадавшие от монофелитов: прп. Максим Исповедник и св. Мартин папа Римский, и от иконоборцев: патр. Герман, Иоанн Дамаскин, Феодор Студит.
Как уже сказано, с 4 века в Церковь входят большие массы народа. Многие - не от большой веры, а по политическим соображениям. Язычество умирает естественной смертью, люди находятся в духовном поиске, и часто, слишком легко переходят от одной религии к другой. Христианами становятся и из соображений житейской выгоды. Блж. Августин писал: «Иной принимает крещение, чтобы сделать приятное начальнику, иной по дружбе с христианином, иной - чтобы жениться... я надеюсь, что Промысл Божий доведет таких людей до дверей храма, поведет их и далее».
Такое поведение поощряется государством, это приветствуется[63]. Константин понимал, что немногие примут христианство с его высокими требованиями нравственности, поэтому обращаясь к св. отцам I Вселенского собора, рекомендовал использовать «внешнее воздействие», т.е. материальные выгоды. Сам Константин Великий не принуждал к принятию христианства, но принявших щедро одаривал. Т.о. в Церковь приходят люди, не имеющие убеждений. Приходят ради материальных выгод, а также чтобы избежать репрессий за языческие убеждения. Болотов говорит, что таких мог бы не допускать ко крещению епископат, т.к. христиан было не более 10-15% от населения империи, и епископ знал всю свою общину. Но и в клире с 4 века происходят нарушения дисциплины первых веков. Так Иоанн Златоуст говорит: «духовные нарушают заповедь Спасителя, мечут бисер перед свиньями, дают святыню псам. Допускают к таинствам недостойных людей без веры и совести». В среду клира проникает: корыстолюбие, честолюбие, властность, что влияет и на народ.
Другая причина проникновения в Церковь «чужих» людей - недостаточная просвещенность самих клириков, а также недостаточное количество клириков и церквей. Землевладельцы, например, по разным побуждениям, искренним и неискренним, крестили своих крепостных – колонов. Но о дальнейшем их христианском воспитании не заботились, не строили для них храмов, т.о. огромные массы людей оказывались номинальными христианами.
Самая большая внутрицерковная проблема – верующие люди с языческим менталитетом и привычками: поверхностные христиане. По этому поводу блж. Иероним говорил: «Церковь велика могуществом и богатством, но бедна добродетелями». Отсюда в Церковь проникают предрассудки, суеверия. На таинства начинают смотреть как на магию. Даже образцовые христиане (напр. Ориген) нередко привносят в жизнь Церкви и её учение элементы язычества. Вот как объясняет это явление прп. Варсануфий Великий: «Святые, сделавшись учителями... весьма преуспели, превзршли своих учителей и, получив утверждение свыше, изложили новое учение, но... сохранили и то, что приняли от прежних учителей своих, т.е. учение неправое. Преуспев впоследствии... они не помолились Богу, чтобы Он открыл им относительно первых их учителей: Духом ли Святым внушено было то, что они им преподали; но, почитая их премудрыми и разумными, не изследовали их слов... Т.о. перемешались учения, и всё, что говорили сии святые мужи, их имени приписывалось»[64].
Впрочем, миссия Церкви не напрасна; если не все стали «сынами света», то хотя бы обычаи народа теперь сообразны с христианством»[65].
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 877;