Церковные писатели запада VI-IX вв.
Свт. ГРИГОРИЙ ДВОЕСЛОВ (ок. 540 - 604 годы).
происходил из знатной римской фамилии, отличавшейся высоким благочестием. Его отец Гордиан был сенатором, но это положение сменил на духовное звание. Его мать Сильвия также посвятила себя на служение Богу и причислена Римской Церковью к лику святых. Григорий получил по тому времени прекрасное, хотя и не всестороннее образование, и занимал высокую должность префекта Рима. Но мирская жизнь его не привлекала, и он решился оставить мир. На 35-м году жизни он удалился в монастырь, предварительно продав все свое имущество. На свои деньги он организовал благотворительную деятельность и основал 6 монашеских общин в Сицилии и одну в Риме. Высокое образование и строгая жизнь выдвинули Григория на самый высокий пост иерархического служения. В 590 году он избран был на папский престол и занимал его до 604 года. Он заботился о распространении христианства в Британии среди англосаксов, куда отправлял своих учеников, мерами любви и убеждения обращал в православие еретиков и раскольников, мирил знатных лиц во время распрей, боролся против развившейся в то время на Западе симонии. Не оставлял он и благотворительности. Спасавшихся от жестокости лангобардов он снабжал деньгами из доходов своей церкви, а бедным, в каждое первое число месяца, по его приказанию, выдавались хлеб, вино, сыр, овощи и рыба.
Григорий Двоеслов много проповедовал и писал. Как писатель, Григорий Двоеслов в бедное литературными силами время представлял довольно солидную величину. От него осталось много толкований на книги Священного Писания, но в них мало самостоятельного творчества. Он написал 35 книг, толкование на книгу Иова, 22 проповеди на пророка Иезекииля, 40 проповедей на Евангелия. В своих толковательных трудах он глазным образом подражает Августину. Его самостоятельность проявлялась только в мистико-аллегорических, часто искусственных и натянутых сближениях и выводах.
Более ценными могут считаться нравоучительные сочинения Григория. К ним относится "Пастырское правило", где дается характеристика истинного пастыря и наставления ему по образу жизни и долгу учительства. Это сочинение было сразу же переведено на греческий язык, а на Западе соборами признано настольной книгой для духовенства, как руководство в пастырской деятельности.
Источником для другого нравоучительного сочинения "Диалог (собеседования) о жизни италийских отцов и о бессмертии души" послужили отчасти личные беседы Григория с италийскими отцами, отсюда и получил название он "Двоеслова", или Диалога-собеседователя.
Много сделал Григорий и для совершенствования богослужения. От него остались "Сакраментарий" (текст мессы) или "Служебник", содержащий полный круг служб на весь год; "Антифонарий" (сборник хоровых песнопений), заключающий в себе годичный круг кратких песнопений, и литургия преждеосвященных Даров.
АЛКУИН (730-804 гг.),
ярчайший представитель «Каролингского возрождения», происходил из знатного англо-саксонского рода. Воспитание получал в Йоркской школе, которой потом руководил в сане диакона. Во время путешествия в Рим (781г.), на обратном пути, встретился в Италии с Карлом Великим, и последний пригласил ученого к своему дворцу для заведывания дворцовой школой, где воспитывались сыновья высшей франкской власти.
Здесь Алкуин стал ближайшим советником Карла Великого и его помощником по насаждению во Франкском государстве культуры, школы и Церкви. Владея языками греческим, латинским и еврейским, он имел возможность пользоваться разносторонними источниками. Из его богословских сочинений известны "О Святой Троице", "Об исхождении Святого Духа" и комментарии на разные книги Священного Писания. Алкуин стал основоположником новой системы школьного образования, которая породила, вообще, систему схоластического (букв.: школьного) богословия и философии на Западе. Среди произведений Алкуина выделяется «Диалектика», которая считается первым схоластическим произведением. В нем Алкуин, так же, как и Исидор Севильский в Испании[61], определил основные принципы образования, по которым следует готовить грамотных священников.
«При Алкуине установилась трехступенчатая система образования, когда студенты вначале изучали общие дисциплины (чтение, письмо, латынь, литургические тексты, общее представление о Св. Писании), а затем, на второй ступени, семь свободных искусств (грамматику, риторику и диалектику, которая понималась как логика, затем — арифметику, геометрию, астрономию и музыку; понятно, что все эти дисциплины изучались в церковно-прикладном аспекте). На третьей ступени, на основе приобретенных знаний, более глубоко изучали Священное Писание».
В дальнейшем из монастырских и епископских школ начинают образовываться университеты. Эти университеты, в отличие от школ, имели гораздо более светскую направленность, что объяснялось многими социальными изменениями. В это время активизируется городская жизнь, укрепляется светская власть, а власть пап и епископов становится уже не столь всеобъемлющей. Светское образование становится и необходимым, и возможным».
В дальнейшем, диалектика (по сути – искусство рассуждения, спора) стала главенствующей среди семи свободных искусств, все остальные науки, в том числе и изучение Св. Писания, стали считаться возможными только при изучении диалектики, которая теперь понималась не только как логика, но гораздо шире — как теория познания и философия.
Философское мышление стало все более распространяться на область богословия; этот синтез и получил название схоластической философии. Это философия, основанная на христианском Откровении, на вере в истинность того, что изложено в Св. Писании, но также и в то, что эту истину можно и нужно понимать при помощи диалектики, дискурсивного, рационального мышления. Западные схоласты стремились полноту сверхрационального Откровения понять и объяснить примитивными (по отношению к бытию Бога) методами формальной логики. Это привело к искажению догматического сознания западных христиан. Принципиальное, непроходимое различие в принципах мышления вообще, и богословствования в частности, на Западе и Востоке обнаружилось очень ярко уже в ходе паламитских (исихастских) споров XV в.
«Можно по-разному относиться к этой философии и даже смеяться над вопросами, которые схоластики задавали друг другу в XI-XIV вв. (например, сколько ангелов поместится на конце иглы?), но одно чрезвычайно важное достижение схоластической философии и вообще схоластического образования необходимо отметить. Как говорили средневековые философы-схоласты, кто хорошо разделяет, тот хорошо мыслит. Умение разделять, раскладывать все по полочкам было одним из основных методов философов средневековой Европы». «Философ стремится как можно точнее разделять, чтобы не было смешения понятий, чтобы ничто не было забыто. Человек действительно учился рассуждать, и священник, прошедший схоластическую школу, обладал тонким умением мыслить»[62].
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 894;