Упадок Римской империи. Разделение Востока и Запада.
На карте представлена Империя в IV-VI вв. Рассмотрим, до каких пределов простирались её границы в IV в. На юге – это пустыня Сахара, на юго-востоке – Нубия и Аравия, на востоке – Евфрат, на севере – это современное Чёрное море, Дунай и Рейн; южная половина Британии так же принадлежала Империи. Западная граница – Атлантический океан. В то время эта огромная территория называлась Вселенной – Ойкуменой (οικοuμένη), т.е. заключала весь цивилизованный, обитаемый мир, объединенный синкретическими[10] Греко-римскими культурой и культом богов. По ряду причин в 3-4 веках Империя постепенно разделялась на Запад и Восток, и, в 395 г. это разделение было официально закреплено с границей по 17-му меридиану.
Западвключил в себя Испанию, Британию, Галлию, Италию, Рецию и Норик (сейчас это земли на юге ФРГ и Австрия), Паннонию (это современные Чехия и Венгрия), Иллирию (недавняя Югославия), и Африку – т.е. западную часть североафриканского побережья с центром в Карфагене.
До вторжения германских племен на Западе основную часть коренного населения составляли три больших народа: иберы – жители Испании, которые были покорены римлянами во 2-3 веках до Р.Х.; кельты, которые жили на землях от Испании до современной Болгарии, и были покорены в 1-м веке до Р.Х., и кельт-иберы, населявшие северо-восток Испании, т.е. земли между иберами и кельтами, и покоренные в 72 году до н.э.
Восток.К югу от Дуная (см. карту 1) лежала Мёзия, населенная фракийцами, подчиненными Риму в 1-м в. до н.э. Южнее, в центре Балканского полуострова находилась Македония; её земли сейчас принадлежат Греции, Сербии и Болгарии. Далее – Ахайя, юг современной Греции. Азия теперь принадлежит Турции. Восточнее располагалась Армения, (не путать с независимой Арменией!), южнее – Сирия, Египет и восточная часть североафриканского побережья.
Здесь на Востоке со времен Александра Македонского (336-323 гг. до Р.Х.) господствовал греческий язык и, отчасти, культура. Александрия являлась центром мировой культуры и образования, там была создана знаменитая крупнейшая библиотека, переведено Св. Писание Ветхого Завета на греческий язык. В середине 2-го века до н.э. Рим подчинил себе Грецию и Македонию. Греки культурно превосходили римлян, что привело к постепенной эллинизации последних, а также стимулировало развитие национальной римской культуры.
На завоеванных территориях римляне разбивали военные лагеря, вокруг которых со временем образовывались поселения. Так возникли Вена, Майнц, британские города на -честер (от лат. сastra - военный лагерь). Римляне строили одинаковые и очень хорошие, по тем временам, дороги, которыми можно пользоваться и по сей день. Местную политическую и культурную элиту они привлекали на свою сторону, так, что способный солдат «из местных» вполне мог пробиться в императоры.
Империю объединяла «обязательная для всех верность единому императору и подчиненная ему единая военная система. Римская армия, хотя и относительно небольшая по сравнению с военными силами современного милитаристского государства, была достаточной для поддержания порядка и сохранения знаменитого римского мира — pax romana. Благодаря этому миру процветала торговля, прекрасные дороги и безопасные моря весьма облегчали путешествия, а единый международный язык весьма облегчал интеллектуальный обмен. Именно в этой империи, несмотря на то, что многие ее правители были весьма далеки от идеала, а чиновники — коррумпированы, было обеспечено хоть и грубое, но правосудие, в степени, никогда ранее не виданной в мире. Граждане Империи гордились ею и её достижениями».
«При всем имперском единстве Рим никогда не стремился уничтожить местные институты. Все местные религиозные верования, обычаи и обряды уважались и сохранялись. Народы говорили на своих языках и придерживались своих обычаев. Местным правителям, чьи земли входили в Империю, предоставлялась значительная автономия…, зачастую сохранялись местные княжества. Именно таким княжеством в составе Империи была Палестина во времена Христа. Жизнеспособность Римской империи во многом была результатом уважительного отношения к местным правам и верованиям»[11]. Это разнообразие Империи было особенно заметно в области религиозной мысли.
Император Феодосий Великий (379–395гг. н.э.) очень старался сохранить единство между Востоком и Западом, но всё же вынужден был в своем завещании разделить Империю между сыновьями Аркадием и Гонорием. После этого восточная часть продолжала жить самостоятельно, как Империя, а Запад стал поглощаться варварами, там начался процесс образования новых государств. Чем был вызван распад Империи? Основных причин две: это системный кризис и нашествие варваров. Рассмотрим мнения некоторых исследователей, чтобы понять причины и сущность «системного кризиса».
1) Духовный упадок римлян. Первые симптомы духовного кризиса «возникли не в V и не в VI в., а гораздо раньше, когда был утрачен идеал гармонически развитого человека, рухнула полисная религия и идеология, воплощавшая реальное мировоззрение античного человека, после упразднения республики и установления фактической монархии. То есть реальный кризис берет начало с эпохи Августа, когда римское государство, достигнув вершины своего могущества, начало откат назад, подобно маятнику, который, максимально отклонившись в сторону, тут же начинает движение в противоположном направлении. Хотя римское государство не развалилось сразу после Августа, и не только существовало, но даже благоденствовало, о чем свидетельствовало правление Антонинов (II в.), названное «золотым веком», однако его духовный остов уже был сломан: римская история лишилась цементировавшей её духовной основы. По выражению одного мыслителя, такого рода цивилизация способна ещё долгое время «топорщить свои сухие сучья».
Непосредственная преемственность по отношению к античности сохранилась только в Восточной империи, где между средневековой и античной эпохами не было столь резкого разрыва, который имел место на Западе. На Востоке античность плавно перетекает в византийскую историю через сокровищницу греческого духовного наследия. Именно византийская традиция станет основой восточноевропейской цивилизации большинства славянских стран. На Западе прямая связь с европейской традицией не всегда четко прослеживается, поскольку завладевшие Европой варвары постулировали новый тип исторической культуры».
Поэтому, например, в сильно романизированных областях исчезнувшей империи позиции католической Церкви позднее были наиболее крепки: в Италии, Испании, частично Франции и Германии. Там же, где романизация была слабой или куда почти не дошла, папство не удержало своей власти, и победил протестантизм: в скандинавских странах, Британии, частью во Франции и Германии».[12]
2) Угроза варваров. «В третьем веке Империю постиг жесточайший кризис. Все было поколеблено, а особенно страшной была ситуация на границах: с севера наседали германцы, с востока персы. И те, и другие враги грозили империи разрушением, и чтобы отразить эту опасность, она должна была сконцентрировать все свои силы. <…>. Возможная гибель империи воспринимается как некая эсхатологическая катастрофа. Но империя, для того, чтобы защититься от врагов, меняет свой характер: она превращается, как теперь сказали бы, в государство тоталитарного типа. Государство не в интересах эксплуататорских классов, как сказал бы марксист, но в своих собственных интересах берет под контроль всю жизнь общества. Государство предпринимает более энергичные военные усилия, и потому расширяется воинская обязанность. Оно предпринимает огромные финансовые усилия, и потому растет управленческий аппарат. Государство берет под свой контроль всю экономическую жизнь: каждый человек прикрепляется к своему сословию и к своему рабочему месту. Историей Позднеримской империи всегда интересовались социалисты, и действительно, там был элемент социализма, но это, так сказать, крепостной социализм»[13].
3) Экономический кризис. «В III в. становится особенно ясным, что низкая производительность рабского труда не может обеспечить государству нормального экономического функционирования. К тому же, начиная с этого времени, прекращаются некогда победоносные войны, не происходит пополнения рабской силы, и, следовательно, нет пополнения рынка труда». Прибавьте к этому побеги, заговоры и восстания рабов. Всё это делало экономику Римской империи, основанную на рабском труде, абсолютно нерентабельной, вело к разорению землевладельцев.
Смягчение условий рабского труда, также «не привело к ликвидации кризиса в экономике. Начались лихорадочные поиски новых экономических форм, с целью оживить экономику империи».
На заре Римской республики и затем в империи свободные крестьяне, колоны, снимали в аренду участки земли в латифундиях (крупных поместьях рабо-землевладельцев). В тех условиях, в которые они были поставлены, независимые крестьяне с трудом могли систематически вести свое хозяйство. «Поэтому часто крестьянские земли переходили к землевладельцам-рабовладельцам. Но в связи с общим кризисом аграрной экономики владельцы латифундий тоже не могли вести свое хозяйство рентабельно», выжимая из земли её последние соки. Ни смягчение рабства, ни система колоната не помогли вывести сельское хозяйство из кризиса, и землевладельцы начинают сдавать свои земли в аренду крестьянам (зачастую это те же самые обезземеленные крестьяне). Но и такая реформа не принесла должного эффекта.
«С течением времени система колоната все больше и больше начинает приближаться к форме крепостничества. В 332 г. император Константин I Великий (306-337) в интересах крупных землевладельцев издает указ, который запрещал колонам покидать виллы (т.е. латифундии, поместья) крупных рабовладельцев-землевладельцев. В этом же указе была статья об обязательном возвращении беглых, колонов. В разных по масштабу и богатству поместьях закрепощение крестьян происходило не одновременно. В первую очередь прикрепление крестьян к земле происходило в самых богатых латифундиях, которые принадлежали императорам и сенаторам-магнатам, и только затем процесс спускается в более мелкие поместья.
Таким образом, колон попал в двойственное положение: с одной стороны, по закону, он не раб, а гражданин Римской империи, и в качестве гражданина он платит государству налог. Но с другой стороны, по указу императора Константина I Великого он прикреплен к поместью своего землевладельца, т.е. уже не свободен».
«Была еще одна попытка поднять экономику Римской империи: рабовладельцы-землевладельцы начали отпускать своих рабов, и появился довольно значительный слой вольноотпущенников. Рабовладельцы также начинают наделять своих рабов землей, хозяйством, инвентарем, скотом и т.д. Этот новый социальный слой вольноотпущенников получил название «рабы с хижинами»». Они также несли определенные оброки в пользу своего господина.
«Наконец, был еще один, третий социальный слой империи, на который власти делали ставку в попытках реанимировать экономику — варвары-поселенцы. По своему экономическому и социальному статусу они приближались к положению колонов. Они также получали хозяйство от рабовладельцев-землевладельцев», и за это несли в их пользу определенные повинности.
«В городах в глубокой кризисной ситуации оказались многочисленные свободные ремесленники. Поскольку в деревне в это время идет натурализация хозяйства», т.е. всё больше необходимого для жизни производится внутри поместья, и, соответственно, уменьшается торговый оборот и покупательная способность землевладельца. Следовательно, продукция городских свободных ремесленников не находит рынков сбыта, и это ведет ремесло к кризису. «В III-IV вв. торговый баланс Западной Римской империи в Средиземноморье практически сводится к нулю. Ведущая роль торговли в Средиземноморье постепенно переходит к Восточной Римской империи».
«В связи с общим упадком городского хозяйства в Римской империи обнаруживаются новые формы зависимости. В этот период в городах проживало много мелких и средних рабовладельцев-землевладельцев. Как правило, они были членами городских курий и назывались куриалами. В создавшейся обстановке куриалы пытались освободиться от своей должности» (они отвечали за уплату налогов городского населения, и если город не мог выплатить налоги, то платили, в складчину, куриалы, а собирать налоги становилось всё сложнее. Они также занимались городским управлением. Народ любил и уважал их, и служили они не за деньги, а именно за это уважение и почёт). «Правительственные реформы сделали должность куриала наследственной и тем самым прикрепили куриалов к городу. Несмотря на то, что куриал принадлежал к господствующему классу, если он осмеливался самовольно покинуть свою должность, т.е. покинуть курию, город и бежать в свое поместье, его обязаны были вернуть. Репрессии на этом не заканчивались — за самовольную отлучку куриал мог быть заточен в тюрьму на долгие годы».
Подобным же образом прикреплялись к городу и ремесленники, которые принудительно объединялись в советы, получившие название коллегий. Если ремесленник осмеливался нарушить запрет императора покидать город, «то он насильно возвращался в город, и с ним поступали еще более жестоко, чем с куриалами: его клеймили каленым железом, чтобы все видели, что этот человек совершил противоправный поступок». Ремесленники-коллегиаты «были принуждаемы поставлять рабовладельцу свою продукцию, и в правительственных документах этих бывших свободных ремесленников красноречиво называли «рабами государства»».
«Имперские реформы власти, направленные к ее централизации, несли в себе явный парадокс, явное противоречие: стремясь к централизации, реформы приводили к обратным результатам. С одной стороны, императоры пытаются усилить свою власть, придавая ей диктаторские черты. Для этого вместо принципата (высшей структуры власти, сохранявшей республиканские черты) Диоклетиан (284-305– выделение и прим. ред.) вводит новую политическую систему — доминат, систему неограниченного самодержавия. Император Диоклетиан требовал своего полного обожествления и принесения жертв». «Диоклетиан делит Римскую империю на четыре крупных провинции между двумя Августами и двумя Цезарями. Каждый из этих четырех правителей имеет свой аппарат управления, столицу, войско и независимость от Рима, от центральной власти».
«Константин I Великий возвращается к единодержавию, ликвидируя разделение империи. Но после смерти императора Феодосия I в 395г. империя окончательно делится на два геополитических пространства — Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю (впоследствии Византию), которые с самого начала находились в непримиримо-враждебных отношениях до самой гибели Западной Римской империи.
В 395г. в связи с глубочайшим кризисом политический центр империи перемещается в Восточную Римскую империю, в Константинополь. Так зародился Новый Рим — Второй Рим»[14].
По мнению других историков, несмотря на все недостатки, Империя воспринималась современниками как чудо администрирования и была большим достижением на том этапе развития человечества. В результате реформ кон.III – нач. IVвв. в римской империи сложилась гибкая и неоднородная система управления. Империя объединяла области слишком разные по уровню экономики и населенности и была культурно полицентрична, например, Александрия в отношении культуры стояла гораздо выше Рима. Кельтские области имели мало общего в культуре с восточными – Палестиной, Сирией. Поэтому управленческий аппарат сочетал в себе усиление центральной власти с дроблением и специализацией её органов. Территория делилась на 4 префектуры: 1) Восток (включал Египет, Палестину и Сирию); 2) Италия и Африка (куда входили также Испания и Британия; 3) Галлия; 4) Иллирик (Балканы). Их возглавляли чиновники 1-го ранга – префекты. Это – наместники самого императора, они отвечали за сбор налогов, высшую судебную власть. Рим и Константинополь были поставлены наравне с префектурами. 4 префектуры делились на 12-14 диоцезов, управлявшихся чиновниками 2-го ранга – викариями. Диоцезы делились на провинции (от 97 в конце III в. до 120 в нач. V в.), которые возглавлялись чиновниками 2-го (проконсулы Асии, Ахайи и Африки) и 3-го рангов (консуляры, корректоры, президы). Эта система характерна для Византии IV – VII вв. В последствии она много раз реформировалась, но сохраняла общую основу, унаследованную от римской империи[15]. По аналогии с имперской сформировалась и Церковная система административного деления (но не иерархического).
Высший класс имперского общества составляли сенаторы – крупные землевладельцы. Куриалы – о них уже говорилось выше. Плебеи – это свободные горожане. Были и свободные земледельцы, но немногочисленны. Большой класс составляли колоны– крепостные крестьяне, и рабы – совершенно безправные люди-вещи. Раба можно было продать, убить или скормить рыбкам: в Риме был такой бассейн-аквариум с экзотическими рыбками, которых кормили человеческим мясом.
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 907;