Великое переселение народов
На Скандинавском и Ютландском полуостровах (север Европы) издавна жили германские племена. Затем они стали расселяться на юг, и к IV в. дошли до Дуная, заняв пространство между Рейном и Вислой (т.е. территорию современных Германии, Чехии, Словакии и запад Польши). Между ними так же сложилось разделение на западных и восточных, причем оно сохраняется и до сего дня. Границей между последними служила Эльба.
Примерно к III в. в среде восточных германцев возник мощный племенной союз под общим названием «готы». Им удалось завоевать обширные земли к северу от Дуная, в причерноморье, и даже на нижнем Дону. Готы были суровее и воинственнее римлян, и во многом здоровее нравственно. Они имели твёрдые понятия о добре и зле, порядочности и непорядочности. Это были, в основном, свободные земледельцы. Как рабов они могли иметь пленников, которых, наряду с преступниками, приносили в жертву верховному богу – Одину (т.к. они, конечно же, были язычниками-многобожниками).
Стараниями епископа-миссионера Ульфилы (Вульфилы) готы уже к середине IV в. принимают Евангелие, но в арианской трактовке. Он создал для них азбуку и перевел Библию. Следуя примеру готов, и другие варвары стали обращаться в христианство.
Напомним, что ещё в 9 г. по Р.Х., при Августе, римляне были разгромлены германцами в Тевтобургском лесу и более не смогли расширять границы Империи на восток за Рейн. После там постоянно происходили военные столкновения. В конце II века императору Комоду удалось договориться с готами и германцами и провести чёткую границу. Был вырыт 500-км ров (и параллельно насыпан вал) от Дуная до Рейна, между нынешними Регенсбургом и Кёльном. Долгое время между Империей и германцами был относительный мир, они торговали: римляне покупали янтарь, рабов, волосы на парики – ведь они вырождались как нация и рано лысели. Германцы научились у римлян виноделию, цвето- и садоводству и т.п.
В 375г. гунны - огромный кочевой народ монгольского происхождения – через Среднюю Азию пришли в Европу, напали на аланов и остготов и разбили их. Часть аланов бежала на Кавказ (это предки осетинов). А вестготы огромной массой побежали на Балканы к рубежам Империи. Они обратились к императору Валенту с просьбой о «политическом убежище». Это было подобно тому, как если бы орда Батыя всей своей массой попросилась бы в гости. Император всё же разрешил им переправиться через Дунай (т.к. иначе пришлось бы воевать), и поселиться во Фракии, но при условии сдачи всего оружия. Готы, как воины, конечно, оружие сдавать не стали – подкупили местных римских чиновников. Потом, когда их стали притеснять налогами и обделять продовольствием, готы восстали с этим оружием; к ним присоединилось также множество рабов. В 378г. при Адрионополе римляне были полностью разбиты готами, а сам Валент погиб. Однако готы проявили благородство и не стали разорять Империю.
Феодосий Великий (379-395) примирился с готами, дав им новые, более плодородные земли на Балканах, ещё позднее они получили для поселения Иллирию.
В дальнейшем «весь евразийский варварский мир пришел в движение. Причин было много: одни племена выталкивали другие с их территорий (гунны из восточных степей теснили славян, славяне, передвигаясь на запад, заставляли передвигаться на запад германские племена), потребность в новых, более плодородных землях, суровый климат. Пришедший в движение варварский мир объединяла общая ненависть к Римской империи. По всем дорогам Европы раздавался скрип варварских повозок, нагруженных всевозможным скарбом и домочадцами. Эпоха конца IV — начала VI вв. получила название Великого переселения народов»[16].
Ослабление империи позволило варварским племенам захватывать ее территории. Парадокс заключался в том, что, сдерживая натиск варварских племен, империя вынуждена была искать опору в самих варварах, которые формально принимались в её союзники. Императоры шли на подобные союзы сознательно, чтобы предотвратить катастрофу.
При этом, «У варваров не было намерения разрушить Империю, так как они сохраняли пиетет[17] по отношению к императорской власти и не мыслили себя вне её». Они «стремились найти своё место в Империи, разрывая её на части[18]», вторгаясь в её тело с целью самоутверждения, но, не будучи способными с этим телом срастись в силу своей дикости, они разрушали его.
В 395г. вестготы под предводительством Алариха вторглись в Италию и осадили Рим. 30 тыс. воинов-варваров охранявших город перешли на сторону готов. Это уже был Рим дряхлый, в нём царили лень и пороки. Он уже не являлся официальной столицей Империи, уступив место Равенне (на севере Италии), и, фактически, главным лицом в Риме был папа, которому удалось откупиться от варваров.
Но Рим не покаялся, и в августе 410 г. Аларих, поддержанный варварскими частями имперской армии и римскими рабами (они открыли городские ворота), впервые за много столетий, взял «вечный город» и разграбил его. «Падение исторической столицы произвело ужасающее впечатление на современников, воспринявших его как конец мира. Именно 410 г. стал поводом для написания блж. Августином эпохального произведения «О граде Божием»»[19], где он подчёркивает неотмирность Церкви, её независимость от земных катастроф. Для Церкви нашествие варваров не конец, а начало, новая паства, которую нужно привести ко Христу[20].
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 775;