Сакральный этап расколдовывания техники
В древнем мире техника была расколдована на основе анимистических и религиозных идей. Нетрудно сообразить, какая необходимость заставила человека древнего мира «объяснять» технику. Ему было непонятно действие орудий, которые он изготовлял. Почему, например, он может поднять (сдвинуть, переместить) огромный камень палкой, которая опирается на другой камень, хотя голыми руками он это сделать не может. Тур Хейердал в книге «Аку-Аку» описывает древнюю технику поднятия каменных идолов, весящих десятки тонн. Под блок подводились три рычага, на которые по команде надавливали одиннадцать человек. При этом еще один человек подсовывал под этот край блока камешки. Постепенно удавалось подвести камешки все большего размера, и в результате блок медленно подымался на горке камней (см. подробнее [40]).
Древняя технология, описанная Т.Хейердалом, весьма характерна для анимистических техник. Она включает серию подсмотренных и отобранных в практике эффективных операций, обязательно предполагает ритуальные процедуры, передается в устной традиции из поколения в поколение. Но какую роль здесь играли ритуальные процедуры, без которых в архаической культуре не осуществлялось ни одно серьезное практическое дело, а также как могли архаические люди понимать (осознавать) свои технологии? Когда Тур Хейердал спрашивал старосту, сохранившего по наследству от своего деда секрет подъема и передвижения идолов, как они доставлялись из карьера и поднимались, то обычно получал такой ответ: «Духи двигались сами», они сами вставали. Тур Хейердал отнес это объяснение на счет магии. Но что такое архаическая магия, волшебство, ритуальные песни, заклинания и т.п. действия?
Попытаемся представить себе мироощущение архаического человека. Он был убежден, что все живые существа от тотемных духов до растений имеют души, которые могут выходить из своих тел и снова входить в них. Душа человека и тотемного духа — это существо, некая сила (в данном примере аку-аку), которая может вести себя по-своему, выступать и помощником (тогда человек здоров, удачлив, силен) и врагом, в последнем случае в человека может войти болезнь (другая душа — демон), он слаб, ему не везет в делах. С точки зрения анимистических представлений человек мог влиять на души, именно для этой цели служили различные действия, которые мы сегодня называем древней магией и ритуалами. Для анимистического человека — это был способ воздействия, основывающийся на естественных причинах: обмене (жертвоприношение), уговоре или запугивании (заклинание), вовлечение души в действие (ритуальная пляска) и т.п.
Спрашивается: как могли понимать люди анимистической культуры свои «технические» действия? Им, например, не могло прийти в голову, что они могут заставить тотемного духа без его желания в стать или идти. Другое дело — склонить его (жертвоприношением, заклинанием и т.п.) действовать в нужном для человека направлении. Когда староста объяснял Туру Хейердалу, что духи «сами встают и идут», он не имел в виду каменные скульптуры, речь шла именно о тотемных духах. Сложные технические действия людей служили одной цели — побудить, заставить духов встать и идти. Когда архаический человек подмечал эффект какого-нибудь своего действия (удара камня, действия рычага, режущие или колющие эффекты), он объяснял этот эффект тем, что подобное действие благоприятно воздействует на души и духов.
В следующей культуре древних царств на место душ и духов становятся боги. Их присутствием и участием человек объясняет действие технических вещей. Например, в Шумере боги вместе с людьми отвечают за «производственные» процедуры, так бог Солнца отвечает за дневной свет и тепло, Иштар, богиня луны — за ночное освещение, боги города — за городской порядок, бог кирпичей (был и такой бог в Шумере) отвечает за то, чтобы кирпичи имели правильную форму и быстро сохли... Можно заметить, что деятельность богов в данном случае понимается не антропоморфно (захотел — освещаю, не захотел — не освещаю, захотел — кирпичи сохнут, не захотел — вообще никогда не высохнут), а скорее функционально. Функция бога кирпичей именно в том, чтобы кирпичи быстро сохли и имели правильную форму. Функция личного бога участвовать в зачатии и рождении человека и дальше помогать ему в делах.
[12]
Этапы генезиса математических знаний (до "Начал" Евклида)
В.М. Розин
Известно, что "Начала" Евклида представляют собой ряд "предложений" (теорем) и их доказательств, объединенных в несколько книг по предметному содержанию. Все "предложения" связаны друг с другом благодаря тому, что доказательства одних "предложений" опираются на другие, предыдущие. При этом характер объединения знаний "предложений" в систему "Начал"(*В XVI-XVIII вв. только объекты, подобные "Началам" Евклида, считались системами. Обобщая соответствующие представления, И. Кант писал:
"Под системой я разумею единство многообразных знаний, объединенных одной идеей" [7, c. 680]. Однако наличие связей между знаниями не характеризует полностью систему. Например, В.Н. Садовский и Э.Г. Юдин выделяют в системе четыре группы характеристик(см, [21, c. 12]).) детерминируется строением фигур и действий сними (отдельные знания получаются в результате преобразования фигур 116].
Как же формировалась система "Начал"? Генетический анализ "Начал" содержит ряд этапов, важнейшими из которых являются:
а) анализ элементов науки, возникших из задач производства;
б) анализ путей отделения сложившихся элементов науки от производственных задач;
в) анализ процессов, приведших к объединению этих элементов в систему науки (с соответствующим их преобразованием) [22, 23].
На последнем этапе нужно рассмотреть, как выработанный в философии идеал организации знаний был воплощен на материале стихийно сложившихся, связанных доказательствами отдельных групп математических знаний (утерянных "Начал" геометрии). Естественно, что о системе знаний можно говорить лишь на последнем этапе. На каждом этапе формирования математических знаний складывались элементы и предпосылки системности, которые интересно проанализировать.
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 675;