ПЕРВИЧНЫЕ И МЕТА СТА ТИЧЕСКИЕ ОПУХОЛИ ЛИМФОУЗЛОВ ШЕИ
Центральное место в группе опухолевых поражений шейных лимфоузлов занимают опухоли лимфоидной ткани — нодулярные лимфомы.
Среди лимфом в лимфатических узлах шеи чаще диагностируется лимфогранулематоз (болезнь Ходжкина). В начальном периоде этого заболевания обычно наблюдается изолированное поражение поверхностных шейных лимфоузлов, чаще, правой стороны. Затем происходит генерализация процесса с вовлечением подмышечных, медиастинальных, паховых, забрюшинных лимфоузлов и селезенки. Поначалу измененные лимфоузлы увеличены незначительно, имеют мягкую консистенцию, затем уплотняются и спаиваются в конгломерат, а на разрезе приобретают серовато-жёлтую окраску.
Общую панораму гистологических изменений в лимфоузлах при
лимфогранулематозе составляет пролиферация лимфоцитов, обыч
ных и атипичных ретикулярных клеток с заселением ткани эозино-
филами, плазмоцитами и нейтро-" _ "~"
фильными лейкоцитами. В зоне пролиферирующих ретикулярных клеток часто видны некрозы по типу казеозных. Типичными диагностическими клетками для лимфогранулематоза являются малые и большие одноядерные клетки Ходжкина. Они отличаются от обычных ретикулярных клеток не только большей величиной, но и почковидными формами ядер. Но наибольшее значение при морфологической верификации лимфогранулематоза имеет присутствие
в зоне пролиферации крупных дву- - « . ^—-■„>
ядерных клеток Рида-Штернберга Р*с 75. Климчески - увеличение (рис. 75). Сопоставления клиничес- и уплотнение шейных лимфоузлов КИХ И морфологических проявлений справа. Микроскопически — лимфо-
лимфогранулематоза легли в основу гРа"Улематоз (в полях сРе™ Рети"
„ , _ кулярных клеток видны крупные
современной классификации болезни клетки рИд.Штер„берга).
(Lukes). В рамках этой классификации различают следующие формы лимфогранулематоза : а) с преобладанием лимфоидной ткани, б) нодулярный (узловатый) склероз, в) смешанно-клеточный вариант и г) с подавлением лимфоидной ткани. Указанные формы лимфогранулематоза учитываются при определении прогноза болезни.
Неходжкинские лимфомы в зависимости от характера клеток, которые замещают в процессе роста опухоли нормальные клетки лимфоузла, обозначают как ретикулосарко-м у (рис. 76) (с разрастанием атипичных ретикулярных клеток) и л и м -фосаркому (пролиферация атипичных лимфоцитов, пролимфо-цитов и лимфобластов).
Разновидностью лимфосаркомы
является злокачественная
лимфома Беркитта. Это энде-
\мическое заболевание встречается
iв экваториальной Африке. Наряду с
поражением лимфоузлов, такая опу-
Рис. 76. Клинически - группа ходь ёт верХней И нижней
увеличенных, спаянных в безбо-
лезненный конгломерат шейных челюсти, вызывая значительную де-
лимфоузлов. Гистологически — формацию этих костей,
ретикулосаркома. Предзлокачественной формой
лимфопролиферативного процесса в шейных лимфоузлах может быть болезнь Брилл а-Симмерса или макрофолл&кулярная лимфома, для которой кардинальным морфологическим признаком является значительное увеличение центров размножения лим-фоидных фолликулов без признаков атипии клеток.
Увеличение шейных лимфоузлов с инфильтрацией их незрелыми лимфоидными клетками возможно и при лейкозах, в частности, л и м -фолейкозе, но даже значительно увеличенные лимфоузлы при этом не спаяны и имеют тестоватую консистенцию. Микроскопически прослеживается накопление по ходу мякотных тяжей и в синусах лимфоузлов атипичных клеток лимфоидного ряда с патологическими митозами.
Метастазы злокачественных опухолей в шейных лимфоузлах могут появляться при первичном росте новообразований в разной локализации, но наиболее часто в шейные лимфоузлы метастазируют раки и саркомы органов и тканей области головы и шеи. Возможны метастазы опухолей в шейные лимфоузлы из других органов (желудок, лёгкие и
ДР-)-
Достоверная органотопическая оценка опухолей по метастазам в лимфоузлах возможна лишь при обнаружении так называемых органо-специфических опухолей, имеющих в общей опухолевой гистологичес кой картине специфические структу- Рие- 77" Метастазы плоскокле-
точного рака легкого в подкожных ры конкретного органа. Такими ме- лимфатических сосудах шеи (клини.
тастатическими опухолями В чески проявлялись ограниченным шейных лимфоузлах может быть рак отеком клетчатки). щитовидной железы, почечноклеточный рак. Другие метастазы (рис. 77) оцениваются морфологически лишь на уровне гистогенеза (плоскоклеточные, аденогенные, низкодифференцированные раки, различные виды сарком).
■
АНОМАЛИИ (ПОРОКИ РАЗВИТИЯ) ОРОФАЦИАЛЬНОЙ ОБЛАСТИ И ШЕИ
Пороки развития орофациальной области разнообразны как по этиологии, так и по частоте и степени тяжести. Одни из них сопровождаются лишь косметическими дефектами (например, двойная губа) или вовсе остаются незамеченными (эпикант), другие ведут к тяжелым функциональным расстройствам уже в неонатальном периоде и могут являться причиной смерти детей раннего возраста. Часто пороки области головы и шеи сочетаются с нарушениями развития других органов и систем и, таким образом, составляют проявления синдромов нехромосомной этиологии и хромосомных болезней.
ПОРОКИ ЛИЦА
Большинство врожденных пороков лица имеют вид расщелин, которые образуются в результате нарушения срастания эмбриональных структур или остановки их развития. В связи с этим расщелины обычно локализуются по линиям костных швов.
Наиболее частым уродством лица являются расщелины губ (рис. 78, 79). Чаще они бывают в верхней губе и являются односторонними (право-, левосторонние) и двусторонними (симметричные и асимметричные). Расщелина может быть частичной (подкожной или подслизистой) и полной (дефект распространяется на нижний носовой ход). При полных расщелинах верхней губы одновременно могут появляться расщелины альвеолярного отростка челюсти, твердого и мягкого неба. Расщелины нижней губы встречаются редко и расположены обычно по средней линии. В редких случаях наблюдаются врожденные расщелины обеих губ.
Пороками развития могут быть расщелины носа, срединные поперечные и косые расщелины нижней челюсти и др. Врожденные расщелины лица представляют собой
Рис. 78. Мальчик 5 лет. Срединная Рис. 79. Мальчик 10 лет. Полная и
расщелина верхней губы (из наблю- неполная расщелины верхней губы (из
дений проф. П. И. Ивасенко). наблюдений проф. П. И. Ивасенко).
наиболее тяжелые формы пороков развития, при них уже с момента рождения ребенка ярко выражены нарушения сосания, глотания, а впоследствии и жевания. Все это ведет к отклонениям в развитии ребенка, а при аспирации содержимым полости рта в первые недели жизни возможны смертельные осложнения.
Относительно редкими аномалиями развития лица являются нарушения развития рта, губ, носа, глазниц, челюстей. В числе аномалий этих органов значатся:
Макростомия — чрезмерно увеличенная ротовая щель при несращении между собой тканей верхней и нижней частей щеки и
краев губ.
Микростомия (малый рот) — чрезмерно уменьшенная ротовая щель.
Двойной рот — крайне редкий порок, проявляется добавочной ротовой щелью, которая открывается в добавочную ротовую полость меньших размеров, не сообщающуюся с основной.
Смещение уздечки верхней губы — низкое прикрепление уздечки, достигающей основания межзубного сосочка центральных резцов.
Добавочный нос, или хоботок. Это вырост в виде трубки,
располагающийся у корня носа. Порок часто сочетается с другими аномалиями лица.
Врожденное отсутствие половины н о с а (аплазия крыла). Обычно сопровождается атрезией костного отверстия, ведущего в полость носа с той же стороны.
Колобома крыльев носа — поперечная , неглубокая односторонняя щель свободного края крыла носа.
Атрезия хоан — отсутствие или сужение задних носовых отверстий — задняя атрезия, часто сочетается с другими нарушениями развития костей черепа.
Искривление носовой перегородки — частый порок с доминантным типом наследования.
Аномалии глазниц могут проявляться в видегипертелориз-ма — увеличения расстояния между внутренними краями глазниц, гипотелоризма — уменьшения расстояния между внутренними краями глазниц. Эти пороки часто наблюдаются при синдромах множественных аномалий (в рамках хромосомных болезней).
Врожденные пороки ушных раковин встречаются относительно редко (1—2 случая на 10 000 населения) и как изолированные нарушения развития имеют сравнительно небольшое клиническое значение. Гораздо чаще наблюдаются дисплазии ушных раковин как составной компонент наследственных и обусловленных внешними факторами синдромов. Диапазон нарушений развития ушных раковин колеблется от деформаций и изменения рельефа до грубых обезображивающих дисплазии и аплазий. Грубые нарушения развития ушной раковины обычно сочетаются с пороками внутреннего и среднего уха. Врожденные пороки ушных раковин могут иметь определенное диагностическое значение. В частности, у детей с синдромом Дауна ушные раковины уменьшены, округлой формы, с широким свисающим завитком. При синдроме Эдвардса ушная раковина вытянута в горизонтальной плоскости, а мочка и козелок могут отсутствовать.
ПОРОКИ ЧЕЛЮСТЕЙ
К порокам развития челюстей относят прогнатию, которая проявляется чрезмерным выступанием верхней челюсти с сильным наклоном вперед передних зубов. Эта одна из наиболее распростра-
ненных аномалий в стоматологии.
Прогения (макрогнатия) является относительно частым пороком и характеризуется массивным подбородком в связи с чрезмерным развитием нижней челюсти.
Микрогнатия верхней челюсти характеризуется резким снижением высоты альвеолярного отростка.
Микрогнатия нижней челюсти (птичье лицо, ложная прогнатия, опистогения) — значительное недоразвитие нижней челюсти.
А г н а т и я (аплазия) нижней челюсти является исключительно редким и сложным пороком с тяжелыми последствиями и неблагоприятным прогнозом для жизни больного. При этом пороке резкое недоразвитие челюсти часто сочетается с микростомией , гипоплазией языка, пороками развития ушных раковин.
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 919;