Функция воображения.
По Джемсу 329 однажды испытанные ощущения так изменяют нашу нервную организацию, что воспроизведение этих ощущений, их копии возникают в сознании, когда первоначально вызывавшие их внешние раздражения уже отсутствуют. Эта способность возпроизведения называется воображением. Воображение называется репродуктивным, когда копии буквальны, и продуктивным или фантазией, когда элементы различных первоначальных впечатлений сочетаются вместе и образуют новое целое. Это старое деление воображения встречается и у Канта, при чем по Канту 330 продуктивное воображение предшествует опыту, а репродуктивное следует за опытом. Кант отмечает еще непроизвольный, пассивный характер продуктивного воображения, называя его также фантазией. Джемс отмечает, что нервные процессы, обусловливающие восприятие и воспроизведение ощущений, совершаются в тех же нервных путях и центрах, но существует разграничение между процессами восприятия и воспроизведения, как некий целесообразный принцип.
Владиславлев 331 указывает па следующие функции, или виды деятельности, воображения: 1) воображение анализирует, то-есть различает и отождествляет явления, 2) составляет образцы, 3) соединяет различные образы в одно целое, создает картины.
Анализирующая функция воображения сходна с функцией мышления, но это сходство только внешнее. Ум в мышлении находит сходство между явлениями только тогда, когда признаки подобия преобладают над признаками различия. Воображение же открывает сходство в явлениях, основываясь на частных, и даже на случайных признаках. В этом выражается творческая работа воображения. Оно как-бы создает сходство между явлениями, например, выражения: железная воля, каменное сердце и т. д., то-есть поэтические образы. На таких случайных и шатких признаках воображение создает более сложные продукты - образы и картины. Вся творческая деятельность вображения основана на его чрезвычайно легкой возбудимости. Малейшего прикосновения к нему достаточно, чтобы заставить его уже работать. Между тем для возбуждения деятельности ума, то-есть мышления такого прикосновения недостаточно. Работа воображения чисто индивидуальна и субъективна, а работа ума общеобязательна для всех. Например, чтение описания какой-нибудь местности вызывает у разных лиц разное представление. Из отдельных представлений и образов, отыскав какую-нибудь связь между ними, чисто случайную, воображение создает одно целое: более обширный образ, картину, тип. Но целое, созданное воображением, не похоже на целое, созданное умом: вместо логического целого оно создает художественное целое.
О синтезе воображения Кант 332 говорит:
«Синтез вообще есть деятельность воображения, хотя и слепой, но неизбежной функции души, без которой мы вообще не можем иметь никакого познания».
И только чистый синтез, то-есть синтез на основе понятий осуществляется разумом. Таким образом первичный, начальный синтез многообразного осуществляется силою воображения, это - синтез аппрегензии. Он протекает бессознательно, или подсознательно, по типу ассоциации. Этим синтез воображения отличается от синтеза апперцепции, то-есть сознательного синтеза по типу понятий.
Детское мышление.
По Владиславлеву функция воображения - одна из самых сильных в психической жизни человека, часто занимает главное место в этой жизни, часто больше, чем ум и чувство. Фантазия заманчива, как вид творчества, и это творчество доступно в большей или меньшей степени всем. Фантазия появляется у ребенка раньше других функций и потому является преобладающей формой деятельности в детском возрасте, вследствие недостаточности материала в душевной деятельности. Впечатления от явления внешней жизни слагаются в душе ребенка в известные, более или менее определенные образы, создаваемые детской фантазией. Только в этих образах могут дети понимать окружающую их жизнь. С наивным увлечением отдаются дети этой творческой деятельности, создающей мир образов и картин. Самым лучшим плодом этой творческой деятельности являются сказки и потому дети любят так сказки. Но детская фантазия находит еще удовлетворение в играх. Чтобы быть доступными для детей, мысль и чувство должны облечься в образ и в этой образной форме подействовать на фантазию, а через нее воздействовать на ум и чувство детей. Эти образы представляют для детей единственный доступный материал для знания.
Дата добавления: 2016-03-30; просмотров: 724;